Меню

Обзор выставочной деятельности

Афиша

Ошибка: Нет материалов для отображения

Для художников

Новогоднее поздравление Кузнецова Алексея …

31/12/2023

Уважаемые художники! В год уходящий, хочу поблагодарить всех художников ТО ВТОО «СХР»:

Решение Секретариата ВТОО «СХР» по перевыб…

15/12/2023

Решение Секретариата ВТОО «СХР» по перевыборам 19.11. 2023 г

Сбор материала для каталога 85 лет Самарской…

18/08/2023

Уважаемые коллеги. Объявляем сбор материала для каталога 85 лет Самарской региональной организации в которую входит тольяттинское отделение.

Художественные произведения Тольяттинског…

14/04/2023

Художественные произведения Тольяттинского отделения ВТОО «СХР», отобранные Выставкомом Большой Волги-13 на межрегиональную выставку «Большая Волга-13. Культурные коды народов Поволжья».

Список художников рекомендованных выстав…

12/03/2023

Список художников рекомендованных Выставкомом Тольяттинского отделения ВТОО «СХР» на представление их произведений на Выставком ВТОО «СХР» в г. Йошкар-Оле, 15 марта 2023 года.

Выставком для отбора произведений на межре…

27/02/2023

Приглашаем художников Тольятти на выставком «Большая Волга»

Ежегодное отчётное собрание ТО ВТОО «СХР» 27…

24/11/2022

В воскресенье 27 ноября в 15-00 ч. по адресу ул. Белорусская-23, на первом этаже ТО ВТОО «СХР», состоится ежегодное отчётное собрание.

Тридцать первая ежегодная отчётная выставк…

16/11/2022

20 ноября 2022 года в холле второго этажа Тольяттинской Филармонии по адресу ул. Победы 42, с 12-00 ч. по 13-00 ч. будет работать отборочный Выставком ТО ВТОО «СХР» для отбора...

Региональная молодёжная выставка "НАЧАЛ…

11/04/2022

Приглашаем Вас принять участие в региональной молодежной выставке- конкурсе «НАЧАЛО», который проводит Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России». Выставка-конкурс будет проходить 15.04- 26.04. 2022 года в выставочном зале СРО...

Выставком областной весенней выставки "Ц…

11/04/2022

Выставком областной весенней выставки "Цветущая земля"

Юбилейная выставка посвящённая 30 летию Тол…

26/10/2021

Юбилейная выставка посвящённая 30 летию Тольяттинского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Памяти Колесникова Николая Игнатьевича 1931- …

17/09/2021

Памяти Колесникова Николая Игнатьевича 1931- 2021

Выставком по отбору работ на Областную худо…

10/09/2021

15 сентября , в зале Самарского регионального отделения ВТОО "Союз Художников России" состоится выставком по отбору работ на Областную художественную выставку, 

2bvs2011

Проект, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, осуществлен в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006–2011 гг.»

2bvs2011

Проект, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, осуществлен в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006–2011 гг.»

 

Могучая и прекрасная река Волга, бессчетное количество раз запечатленная в искусстве, дала свое имя одному из самых крупных региональных объединений мастеров искусства нашей страны. Семь лет назад по инициативе Союза художников России возникла еще одна традиция: проводить под эгидой «Большой Волги» малые региональные выставки в нацио­нальных республиках. И в мае 2004 года, словно приток в могучую реку, влилась первая вы­ставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья», открывшаяся в Саранске. В ней при­нимали участие художники шести республик и четырех областей Поволжья и Приуралья.

На очередную выставку «Большая Волга – искусство республик Поволжья» 2011 года  ху­дожников вновь пригласила Мордовия. Изменился статус выставки: она стала всероссийской. Связано это с тем, что творческий смотр проводится в рамках всероссийского празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое, со­гласно Указу Президента России Д.А. Медведева, будет отмечаться в 2012 году. Экспозиция призвана в полной мере соответствовать идее толерантности, взаимопонимания и взаимо­уважения финно-угорских, славянских, тюркских и других народов нашей многонациональ­ной страны, способствовать творческому взаимообогащению, отразить современное состо­яние искусства приволжско-уральского региона, содействовать объединяющим тенденциям в искусстве России.

Всероссийская выставка «Большая Волга – искусство республик Поволжья» организована Министерством культуры Российской Федерации и Союзом художников России, Министерством культуры Республики Мордовия, Союзом художников Мордовии и Мордовским рес­публиканским музеем изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. Масштабная экспозиция, разместившаяся в трех зданиях Мордовского республиканского музея изобразительных ис­кусств, включает около одной тысячи произведений мастеров изобразительного и декора­тивно-прикладного искусства.


Подготовка к выставке показала, что успешно оправдывает себя деление России на феде­ральные округа, и Приволжский – яркий тому пример. Художники всех 14 регионов округа проявили самое горячее желание принять участие в выставке, ощущая себя частью единого целого, причем географическая и творческая составляющая возросла за счёт новых участ­ников, как с юга России, откуда прибыли художники Астрахани, так и с севера – художники Республики Коми. Таким образом, в выставке принимают участие мастера искусства 17-ти ре­гиональных отделений Всероссийской творческой организации «Союз художников России»: республик Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Татарстан, Чувашия; Астра­ханской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей; Пермского края, а также Москвы и городских организаций Набережных Челнов и Тольятти.


Организация подобных крупных выставок, к тому же на периферии, требует прямого учас­тия государства, использования его мощных экономических и организационных механизмов. Отрадно, что органы власти всячески способствуют творческим организациям в этой деятель­ности, поскольку именно этот путь – выбор будущего России. Либо она станет частью гло­бального, нивелированного и безликого мира, утрачивающего национальное своеобразие, либо сохранит самобытную и многоликую, бесценную духовную культуру многонациональ­ной России. Важно также учесть, что проведение крупных выставок в провинции приносит больше пользы, чем в столице: они поднимают уровень культуры отдельных регионов. Са­ранск в последние семь лет уверенно осваивает эту сферу деятельности.

Поволжье и Приуралье – это уникальный регион, составляющий по территории более одной трети России, место единения 140 народов, их тысячелетних исторических контак­тов. Нигде более нет такого сложного сплава и взаимосвязей культурно-бытовых традиций славянских, тюркских, финно-угорских этносов, что не могло не отразиться и на развитии изобразительного искусства. Оно обладает истинным духовным и пластическим богатством, поскольку в его основе – многообразная палитра исторического опыта, народных традиций, духовных ценностей и верований различных наций, а также выдающаяся профессиональная школа российского искусства. Недаром афоризм историка В.О. Ключевского: «В России центр – на периферии», – деятели культуры так часто вспоминают в последнее время.

Любая выставка служит средством диалога, способствует интеллектуальному, эмоцио­нальному и духовному совершенствованию людей, находящихся в контакте с истинным ис­кусством, а потому способствует поискам столь необходимой сейчас обществу национальной идеи, высвечивая общие тенденции и особенности современного отечественного изобрази­тельного искусства. Оно является сейчас одним из важнейших путей объединения народов России, и средством поиска жизненного идеала, поскольку у всякого художника складыва­ется и концепция своего времени, и своя система ценностей. И они проявляются особенно ярко на стыке времён, когда уходят прежние и устанавливаются новые традиции. И тогда возникает желание взять лучшее из прошлого.

Какие же ответы на вопросы о современных и прошлых жизненных ценностях, о целях творчества и идеалах, дают произведения выставки? Здесь задает тон, как правило, раздел живописи.

Идеологизация искусства, обязательная гражданская проблематика ушли безвозвратно. И теперь на первый план в произведениях выходят вечные ценности: исторический и духовный опыт своей нации, нравственные религиозные чувства, и всё то, что неподвластно времени: ценность человеческой личности и каждого мгновения жизни, красота родной земли.

Традиционных исторических полотен на выставке немного. Но очевидно, что авторов ин­тересуют драматические эпизоды истории как в картинах «Сей маркиз Пугачев» А.Т. Ахмет­шина (Башкортостан) и «Вечевой колокол» Н.Ф. Комарова (Чувашия). Первая повествует о явившемся грозном мстителе, а вторая – о потере новгородской вольницы по воле самодер-жца. Философско-аллегорическое осмысление современных негативных реалий содержится в картине Р.Ф. Федорова (Чувашия) «И ангел поклялся живущим, что времени больше не бу­дет» с ее острым притчевым началом.

Но чаще всего бытие воспринимается как идиллия, если в основе сюжета – национальная история, быт и фольклор. Особенно охотно эту тему воплощают художники из национальных республик: А.С. Алешкин (Мордовия) – «Иллюстрации к эпосу «Масторава», Х.С. Фазылов (Башкортостан) – «Семь девушек», В.А. Краснов (Чувашия) – «Чувашская свадьба», Р. Заги­дуллин (Татарстан) – «Войско богатыря Сары», А.А. Петров (Набережные Челны) – «Памя­ти Булгар. Ветер перемен», И.М. Ямбердов (Марий Эл) – «Кожламаря оза (Хозяин леса)». Многие авторы обращаются к прошлому народа, к родным корням, чтобы способствовать прорастанию будущего, осмыслить ключевые моменты национальной истории. Но надо от­метить, что среди произведений на эту тему есть и такие, которые, по точному определению М.А. Чегодаевой, являются «национальным салоном».

От недавнего исторического прошлого у авторов осталась дорогая всем тема, посвящен­ная Великой Отечественной войне. К ней обратились В.Т. Шайхетдинов (Башкортостан) – «65-ый праздник Победы», Н.П. Карачарсков (Чувашия) – «Живы еще воспоминания. Гри­горий Михайлович», Ю.А. Новиньков (Татарстан) – «Зеркало Победы», А.М. Коньков (Астра­хань) – «Память».

Вера – христианская или иная – это ныне главный душевный оплот многих художников. Искренни, наполнены чувством полотна А.И. Кияйкина «Ферапонтово. Никонов крест», К.В. Попкова «День памяти» (Мордовия), Баймухаметова «триптих «Посвящение», В.Б. До­машникова «Светлое Христово воскресение. 1945 год» (Башкортостан), С А. Алтухова «Силы небесные» (Саратов), А.Ф. Нуждова «Спаси и сохрани» (Ульяновск). Современная иконопись все чаще появляется на выставке.

В полотнах, запечатлевших течение обыденной жизни, главной смысловой концепцией яв­ляется ценность частной жизни во всех ее проявлениях, обычные житейские радости, поиски ценностей духовных, желание опереться на вечное, лучшее в истории страны и своего народа. Нет больше героев «без страха и упрека», а чувства изображенных людей нам близки и понят­ны, и в радости, и в горе, как в картинах В.И. Петряшова «Житейские разговоры» (Мордовия) или В.Я. Акимова «Проводы мамы» (Набережные Челны). И как к самой светлой, безоблачной поре обращаются многие художники к памяти детства: С.А. Приказчиков «Из детства» (Астра­хань), Н.Н. Кулебакин «Отчий дом» (Самара), С.Н. Герасимов «Вечер детства» (Башкортостан).

Также лишен всякой парадности, помпезности и портрет, подкупающий теплотой, зна­нием героев и разнообразием творческих поисков: «Однажды в Париже. Портрет Русако­вой» А.Г. Шлеюка (Оренбург), «Портрет деда» Н.В. Ирдуганова (Оренбург), «Портрет отца» А.В. Ильина (Чувашия), «Я, Шарик и Петрович» В.П. Шадрина (Мордовия), «Привет из Чел­нов» В.В. Анютина (Набережные Челны), «Портрет скульптора Н.М. Филатова» О. Рощиной (Мордовия).

Психологической силой и убедительностью образов отличаются исторические портреты-новеллы: «Портрет Марины Цветаевой» З.Ф. Гимаева (Татарстан), «Прощание с Плесом. Пор­трет И.И. Левитана» Р.Н. Баранова (Самара), «Богомаз Андрей Рублев» А.А. Пашина (Набе­режные Челны.)

Давно замечено, что в эпохи кризиса возврат к исконному, к природе укрепляет искусст­во. Естественная любовь к жанру пейзажа издавна характерна для мастеров искусств наших регионов. Заметна широта географических рамок пейзажей: сказываются поездки авторов по всему миру. Но, прежде всего, вечно прекрасна, разнообразна по рельефу, изменчива по состояниям и колориту природа Средне-русской равнины и Урала. Не случайно здесь фор­мировалось творчество великих национальных мастеров – И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, М.И. Нестерова.

В полотнах выставки запечатлены образы природы различного эмоционального звучания – и камерные, лиричные, и мажорные, звучные, как в пейзажах-картинах кисти П.А. Маскаева «Солнце звонкого лета не согрело прохладу лесную», В.В. Учаева «Однажды летним днем» (Саратов), Е.Г. Яранова «Святой источник» (Марий Эл), Ф.П. Матанцева «Осенний теплый день» (Удмуртия).

Очень многих художников по-прежнему привлекает образ раздольного волжского пейза­жа. Он оживает на полотнах В.И. Заноги и С.А. Соснина (Нижний Новгород), Н.К. Дубовова и А.П. Котова (Саратов), Л.Ф. Колотилова (Чувашия), Б.Н. Склярука (Ульяновск), А.И. Панкеева (Тольятти). Другая излюбленная тема – сельский пейзаж. Иногда это идеализированный, бе­зоблачно гармоничный мир, как правило – с необходимым атрибутом – зданием церкви. А нередко – и с приметами заброшенности жилья, безлюдности. Тот кризис, что переживает сейчас деревня, не остался без внимания художников: Т.Е. Николаева «Уходящий мир» (Та­тарстан), И.В. Сафронова «Июль. Расцветает цикорий» (Нижний Новгород), Н.Ю. Новикова «Август в деревне» (Коми-Пермяцкий округ). Хорошо развит также в регионах и жанр пей­зажа городского.

Продолжение лучших традиций российской реалистической школы, оплодотворенных современными новаторскими поисками, согретых чувством автора, верность видимой нату­ре отличает жанр натюрморта, которому отдают дань А.Н. Баргов (Мордовия), В.Ю. Грачев (Нижний Новгород), Л.Б. Юрчатова (Пермь), Е.А. Иванова (Марий Эл), Н.И. Паймушкин (Уль­яновск) и другие.

Молодые художники часто черпают из образно-стилевых концепций любых эпох, ведут свои поиски, вызванные к жизни глубинными особенностями нашей переходной эпохи. Дру­гое дело, что ими не всегда учитывается, что профессионализм – это эквивалентность средств выражения и содержания, это отказ следовать рыночной конъюнктуре и невзыскательному вкусу заказчиков, это трудный путь через великие образцы к самому себе. Порой заметно, что не будь великих предшественников в искусстве, чьи находки так потребительски исполь­зуют наши современники, не было бы и их самих как художников.

Графический раздел также отличает тематическое и жанровое разнообразие, но в точном соответствии с тем, что уже было отмечено в живописи. Графика особенно чутка к проявле­нию пластической культуры, здесь сразу виден высокий профессионализм. И потому заметно выделяются произведения мастеров акварели – В.Н Величко (Нижний Новгород), В.Г. Милос­лавской (Чувашия), В.В. Смирнова (Пермь), А.А. Бакулевского (Марий Эл).

В оригинальной графике – рисунках и гравюрах – создаются выразительные сюжетно-те­матические циклы: Н.С. Макушкин. Серия «Рисунки с малой Родины» и И.П. Маркин. Серия «Край, в котором я живу» ( Мордовия), А.А. Обвинцев. Серия «Люди и Судьбы» (Ульяновск), А.Р. Ильясова. Серия «Странички из мусульманской книги» (Татарстан). В городских пейзажах Самары С.Л. Щеглова нежность, лиричность мотива передается через штрих.

Мастера скульптуры демонстрируют два пути: либо работу в традициях классического по­нимания формы (скульпторы Н.М. Филатов, Г.М. Филатов (Мордовия), А.А. Щербаков (Сара­тов), В.Д. Немцев (Чувашия), А.М. Кузнецов (Тольятти) либо эксперимент, свободное обраще­ние с формой ради выразительности образа, нарастающую декоративность, оригинальные, необычные решения (И.И. Мельников (Самара), Р.Р. Исмагилов (Пермь).

Многие скульпторы успешно обратились к жанру анималистической скульптуры. В целом пластика носит интимный характер, что созвучно уже упоминавшемуся утверждению чело­веческих ценностей в противовес государственным.

Декоративно-прикладное искусство также сложилось в яркую, многообразную экспози­цию, включающую текстиль, стекло, керамику, ювелирные произведения, традиционную вышивку и резьбу по дереву. Особенно ярки разделы народных промыслов из Нижнего Новгорода и Башкортостана, что хорошо характеризует богатство искусства региона. Гобелен отличает сюжетность и выразительные поиски в фактуре. Характерно и обращение к видам традиционного искусства своего народа: у мордвы – вышивка, резьба по дереву, изделия из бересты, у башкир – войлок. Национальное составляет почву современного декоративного искусства, не препятствуя экспериментам с формой и материалом.

Выставка демонстрирует своеобразие каждого творческого регионального коллектива, и в целом – стремление к стилевому многообразию. Каждый художник, как представитель свое­го этноса, привносит свой неповторимый опыт и индивидуальность, избирая близкое ему в российской и мировой художественной традиции, способствуя развитию современного об­разного мышления. Вечные ценности живут в произведениях искусства вопреки пережитым потрясениям.

Н. Холопова

 

Художники, представлявшие Тольятти:

 

ЖИВОПИСЬ


Алехин Анатолий Иванович. 1939 г.р.

Девушка с кувшином. 2007. Х., м. 180х90

 

Анчуков Дмитрий Николаевич. 1975 г.р.

Переезд. 2009. Х., м. 80х110

 

Зубков Николай Александрович . 1948 г.р.

Жаркий вечер. Астрахань. 2011. Х., м. 80х90

 

Панов Игорь Геннадиевич. 1969 г.р.

Большой стог. 2011. Х., м. 100х120

 

Ротмистров Владимир Иванович. 1965 г.р.

Поклон степи. 2011. Х., м. 84х100


Тришин Михаил Александрович. 1987 г.р.

Автопортрет. 2010. Х., м. 90х128

 

Филипов Валерий Михайлович. 1941 г.р.

Тревожный рассвет. 2010. Х., м. 100х120

 

Цыбаев Владимир Александрович. 1948 г.р.

Зима. Солнечный день. 2009. Х., м. 87х78

 

Шевченко Владимир Васильевич. 1955 г.р.

Ради жизни. 2010. Х., м. 115х140