Меню

r1Было море - синее-синее.

Любовались им небеса.
Облака неслись над долинами,
Словно белые паруса.

Было лето - желтое-желтое.
В ветерке купался ковыль.
Степь, как море чистого золота,
Напевала вечную быль.

Елена Громова

 

 

 

Крым не раз был в центре творческого внимания, как цитадель муз завлекая своей мистерией молодых людей, романтиков, лириков и художников.
Величие Тавриды в разное время наблюдали Пушкин, Бунин, Маяковский, Цветаева и Ахматова. Их многообразные воспоминания об этом необычном месте объясняются потрясающей красотой природы. Даже самые величественные оды о Крыме не способны были раскрыть всю палитру красок этих мест. Необходима была живопись. О, сколько же их было тут — помпезных, величественных или кротких, синтементальных, но всегда пристальных глаз художников-живописцев.
Невозможно представить архитектуру прибрежной полосы Крыма без пейзажей Константина Богаевского, Исаака Левитана, Максимилиана Волошина, Льва Лагорио. Природа водной стихии берегов Крыма христоматийно передана Иваном Айвазовским.
Все грани образов, связанных с северным причерноморьем, можно разделить на два направления: эпическое и лирическое.
Появление эпического направления было логично обусловлено богатой историей Крымского полуострова. Начиная с античности и заканчивая всесоюзной здравницей, он пережил множество потрясений: падение греческих колоний, расцвет и упадок скифской цивилизации, нашествие половцев, печенегов, крымское ханство и османский вассалитет, бесчисленные русско-турецкие войны, завоевания Севастополя французами и англичанами, которые, кстати, так же оставили ряд воспоминаний в изобразительном искусстве — работы Ульяма Симпсона.
Произвольность композиции, отсутствие символики, передача ощущений от каждого мгновения пребывания в столь красивом месте — вот что можно увидеть на холстах художников, побывавших в Крыму.
Таврида всегда оставалась невозмутимой и стремилась сохранить свою первозданность. Ни бесконечные войны, ни роковой для русской культуры XX век не изменил статуса « художественной вольницы» этих мест.
Прекрасным тому примером может послужить творчество современных художников, среди которых отметим тольяттинского живописца Владимира Ротмистрова.
Этот художник стремится постичь всю глубину, архаичность, взаимосвязь культур Восточно-Европейской равнины, неизбежно обращаясь к истории, этнологии и культурологии Крыма.
Желая не только передать настроение, но и уловить ход исторических событий, связанный с героическими походами на юг первых киевских князей, Ротмистров, начиная с 1995 года и до сегодняшнего дня, изображает причерноморские пейзажи, постепенно уходя от берега в половецкие степи, хронологически передаёт ощущение вечности и величия истории этого края.
В 1995-1999 годах он пишет в таких живописных местах как Алупка, Мисхор, Симеиз, Ай-Петри ( «Берег в Алупке», 1998; «Кипарисы на берегу», 1998; «В тихой бухте», 1999). Начиная с изображения всевозможных бухт и заливов, где легко можно представить греческие колонии, постепенно движемся в его работах к появлению здесь различных этносов, когда значимость человеческой суеты уходит на второй план и главным являются образы природы. Подобно левитановскому стремлению оживить силуэты в камнях и скалах кисть художника обращается к игре теней и динамике морского прибоя.
В 2000-2004 годах внимание Ротмистрова привлекают места, где писали Айвазовский, Богаевский, Волошин: Коктебель, Кара-Даг, Феодосия, Орджоникидзе ( «Пасмурный день на море», 2002; «В бухте», 2003; «В долине», 2003; «Коктебель г. Кок -Кая», 2003).
Отображение разного времени суток хорошо показывает всё разнообразие гаммы от ярко-зелёных до фиолетовых оттенков. Крым у него на холсте всегда разный. Переданное состояние и настроение природы, многообразие различных форм ландшафта, вариативность палитры придают работам наивысший успех и привлекательность.
В своих работах художник обращается к широкому спектру тем, начиная от проработки чёткости и глубины морского пейзажа («На окраине Феодосии», 2004), заканчивая передачей колорита и подчеркиванием необычности половецких степей, тонкие нотки которых чувствуются в природе этих мест. В этом есть и своя актуальность. Так как Крым скифский, Крым греческий, торгово-рыбацкий хорошо известен широкому зрителю, а Крым степной, полынный, ковылевый не так уж и сильно исследован. «Киммерийская долина»(2001), «Крымские дали»(2007) отличаются на фоне других работ прорисовкой фактуры пейзажа, передачи цвета, его многообразия, многоплановости изрытой оврагами степной полосы.
Работы Владимира Ротмистрова создают впечатление общности эпического и лирического направлений в пейзажной живописи. Они и символично обозначают Крым как фор-пост генуэсцев, турков и восточных славян, так и переносят нас в атмосферу сентиментальных прогулок по этим благославенным местам. Всюду мы можем почувствовать запах, вкус и настроение, в лучших традициях чувственного реализма, которые влияют на творчество автора.
Данная выставка лишь некое осмысление уже прожитых впечатлений и говорит о неоконченности мыслей автора по крымской теме и вообще по тематике юга России, всего причерноморья в целом — столь значимого и для истории, и для русского современного искусства.

 

Автор статьи: Виталий Кривицкий.