Организация
  • Отчётная выставка 2016
    Отчётная выставка 2016

|ГЛАВНАЯ|ГАЛЕРЕЯ|ВЫСТАВКИ|МАСТЕРСКАЯ|

 

hafizova

Хафизова Лариса Ринатовна                                                                     

Годы жизни: 1976 - 2016

Художник график

Образование: Тольяттинский государственный университет, факультет «Изобразительного искусства и дизайна»

КОНТАКТЫ: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

БИОГРАФИЯ

 

Хафизова Лариса Ринатовна художник график. Родилась в 1976 г. в городе Тольятти. В 2005 году окончила факультет изобразительного искусства  и дизайна  Тольяттинского государственного университета. Член Союза художников России с 2011 года.

 
Графику Ларисы Хафизовой в Тольятти знают и любят - со времени ее первой персональной выставки в октябре 1994 г.  Несмотря на тяжелое прогрессирующее заболевание, приковавшее ее с детства к инвалидной коляске, Лариса поразительно много сделала. Она участница многих региональных выставок и конкурсов (Тольятти, Самара, Казань, Ульяновск). По инициативе известного музыканта, руководителя Международной программы «Новые имена» Владимира Спивакова ее рисунки были представлены на фестивале во Франции (г. Кальмар). Работы Ларисы не раз отмечались премиями и наградами: грантом Фонда «Развитие через образование», премией им. В. Н. Татищева, Губернаторской премией и др.
 
Основное направление творчества Ларисы Хафизовой — книжная графика. Ею оформлены и проиллюстрированы книги многих тольяттинских авторов: «Ставрополь — Тольятти» В. А. Овсянникова, «Русь былинная» Л. М. Украинской, «Другие берега» С. Дьячкова, сборник «Прикосновение» и др. В 2000 г. вышел презентационный альбом «Дуэт», в который вошли стихи юной поэтессы Юлии Стерликовой в иллюстрациях Ларисы: «Иногда я рисовала к стихотворениям Пушкина и других авторов, но выбирала произведения, которые были понятны и близки мне по духу. А тут — целая книга. Надо было почувствовать настроение, движение души Юли в каждой строчке. Потом, когда работа над книгой «Дуэт» все-таки началась, я каждое стихотворение перечитывала десятки раз, пока оно не впитывалось в меня и не начинало рождать образы».
 
Самой значительной работой Ларисы в области книжной графики является серия иллюстраций к пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Сирано де Бержерак - один из крупнейших представителей французского вольномыслия XVII века, поэт, драматург. Он прославился как острослов, мастер экспромта, эпиграммы. В известной трагикомедии Эдмона Ростана создан яркий образ этой
 
легендарной личности. Лариса почти семь лет работала над иллюстрациями к этому произведению. Ею было создано около 60 рисунков. Каждый из них — результат долгого кропотливого труда, поисков и проб — композиции, техники и пр. Была глубоко и основательно изучена культура Франции XVII века — костюм, манеры, особенности предметного мира, интерьеров и др. Своеобразна найденная Ларисой техника иллюстраций, создающая эффект средневековых шпалер.
 
С работой над «Сирано» связаны важные события в жизни Ларисы. Однажды она получила письмо: «Дорогая Лариса! С большим вниманием познакомился с твоим творчеством. Одухотворенная и изящная графика! Особый интерес вызвала серия работ "Сирано". Мой Сирано живет на сцене, твой — на бумаге. Они разные, но в них много общего. Я приглашаю тебя в наш театр для знакомства с «Сирано де Бержераком», который уже много лет идет на сцене московского театра «Сатирикон». Константин Райкин».
 
Просто не верилось, что это действительно происходит: я беседую со знаменитым Сирано, Труффальдино, с самим Райкиным и казалось, что мы были знакомы всегда. Я подарила ему несколько работ. После приезда домой он стал мне часто звонить, интересовался моей жизнью, творчеством, рассказывал о том, что он собирается ставить в театре...". Во время гастролей «Сатирикона» в Тольятти состоялась еще одна встреча. В альбоме Ларисы хранится фотография «Ларисе на память перед новой встречей. Костя Райкин».
 
В тольяттинском издательстве «Ника» подготовлено к печати подарочное издание книги с текстом на двух языках — русском и французском. Художественное мышление Ларисы романтично — не случайно ее так привлекает рыцарская эпоха. При этом ее романтизм имеет разные проявления и оттенки: от возвышенно-идеализированных до гротескно-сатирических.
 
Особенно интересны гротескные образы — типажи средневековой карнавальной культуры: озорные шуты, гномы, кокетливые дамочки, галантные кавалеры, простодушные и хитроватые служанки, неудачные любовники, монахи и монашенки, не чуждые человеческих слабостей и др.
 
Несмотря на то, что герои Ларисы известные типажи - маски, она умеет избежать штампов, ее персонажи всегда неповторимы, ярко индивидуальны, живые подвижные. Лариса очень тонко чувствует характерное и умеет точно выразить это графическими средствами. Легко угадывается отношение художницы к своим героям: это и ирония, и лукавство, и добродушный юмор, и насмешка и сострадание. В своих работах Лариса использует в основном перо (тушь), реже — карандаш, гелиевую ручку, отдельные рисунки выполнены мягкими материалами - углем, соусом и др. Особо следует сказать об акварельных произведениях. Их отличает особый колорит — соединение холодных розовато - сиреневых и теплых охристых тонов, тонкие переливы цвета создают неповторимый сказочный эффект.
 
Главным достоинством графики Ларисы Хафизовой является линия — живая, пластичная, изящная, выразительная. По словам В. Г. Колесова - учителя Ларисы — «линии ее рисунков имеют истоком сердце». Нельзя не сказать о композиционном даре Ларисы. Ее работы очень естественно, законченно, целостно и гармонично живут в формате листа. Лариса часто прибегает к необычным, оригинальным композиционным решениям.
 
Творчество Ларисы Хафизовой, несомненно, одно из наиболее значительных явлений в современной художественной жизни Тольятти, поэтому так важно привлечь к нему внимание зрителей, особенно молодых. Надеемся, что подготовленный каталог будет этому способствовать.

Обзор выставочной деятельности

Профессиональная деятельность