Творческие встречи

Алексей Михайлович Кузнецов - скульптор, Заслуженный художник России, председатель Тольяттинского отделения Союза художников России. Человек в городе известный и в особом представлении не нуждается. Несмотря на свою огромную занятость, Алексей Михайлович любезно согласился провести для учащихся художественной школы им. И.Е. Репина открытый урок в своей мастерской.
00.

01. Мастерская художника находится на улице Белорусской, на первом этаже невзрачной хрущёвки № 23, но всё так уныло только снаружи. Внутри творческий процесс идёт полным ходом, здесь располагаются мастерские тольяттинских художников, членов СХР. Думаю, что многие тольяттинцы, проходя мимо даже не догадываются какая красота создаётся за этими убогими стенами.
01.

02.
02.


Алексей Михайлович подробно рассказал ребятам о процессе создания скульптуры, показал свои готовые работы и поделился планами на будущее.
03.

03.

Выполнение в материале любой скульптуры начинается с создания вот такого проволочного каркаса, на который потом будет набираться масса из пластилина, глины или другого материала.
04.

04.
Сначала скульптор лепит макет будущего произведения в малом размере. Слева на фото модель скульптуры «Россия».
05.

05.

Если скульптура планируется больших размеров, как в данном случае, то выполняется ещё одна модель в более крупном масштабе и с подробной детализацией. Алексей Михайлович показывает какая должна быть статуя по сравнению с человеческим ростом. Затем, руководствуясь макетом или моделью, художник приступает к работе над самим произведением.
06.

06.

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое.
07.

07.

При изготовлении мраморного и любого другого каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целой сетью точек.
08.

08.

Затем разметка повторяется на глыбе, подлежащей отделке.
09.

09.

Руководствуясь разметкой, скульптор удаляет, как говорил Микеланджело, «всё лишнее».
10.

10.

Чтобы было удобней, на мраморе делаются надрезы.
11.

11.

Затем, с помощью нехитрых инструментов лишний мрамор удаляется. Таким образом, из каменной глыбы постепенно возникает форма изваяния, которую скульптор отделывает всё тоньше и тоньше.
12.

12.

13.

13.
Стены мастерской увешаны рисунками и фотографиями различных проектов. Вот, например проект, памятника Игорю Талькову.
14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

А вот такие указатели Кузнецов хотел бы поставить при въезде в город.
18.

18.

19.

19.

Алексей Михайлович полон энергии и творческих замыслов, о которых поведал учащимся.
20.

20.

Рабочая бронзовая модель памятника для улицы Ушакова в Тольятти. Вес статуи 108 кг.
21.

21.

Скульптура называется "Штурм острова Корфу - 1799 г." и является частью большого проекта по благоустройству улицы.
22.

22.

Памятник Виктору Николаевичу Полякову - первому генеральному директору ВАЗа.
23.

23.

Кузнецов рассказал, что это был человек, простой, но требовательный, по-настоящему любивший своё дело.
24.

24.

На парусе символической ладьи изображены модели автомобилей, сошедшие с конвейера ВАЗа в период руководства Виктора Николаевича.
25.

25.

"Россию" мастер считает можно установить на Площади Свободы. Скульптура экспонировалась в 2012 году на Всероссийской выставке в Саранске, где была положительно оценена губернатором Николаем Меркушкиным.
26.

26.

Сейчас Кузнецов работает над 14 проектами для нашего города. По словам Алексея Михайловича, Тольятти по количеству памятников существенно отстал от других городов даже с меньшим населением.
27.

27.

Слушая Кузнецова, я подумал, что живописцам всё же несколько проще, были бы краски и холст, а вот выполнение творческих замыслов скульптора зачастую зависит от других людей, подчас совершенно далёких от искусства.
Поэтому многие интересные идеи так и остаются нереализованными.
28.

28.

29.

29.

Самобегающая коляска.
30.

30.

Среди самых масштабных проектов Кузнецова - памятник основателю города В.Н. Татищеву. Огромный глиняный макет и сегодня возвышается в мастерской.
31.

31.

Но, как известно, в итоге была утверждена статуя московского скульптора Александра Рукавишникова, а модель Кузнецова так и осталась невостребованной.
Хорошо это или плохо решайте сами, посмотрев старую фотографию. Мне, Татищев Кузнецова нравится, при желании можно было бы поставить ещё один памятник.
Например, в Санкт-Петербурге, Петру I поставлено множество изваяний. Но а для нашего города это, видимо, пока непозволительная роскошь, а жаль.
32.

32.

В завершении экскурсии, детям был показан проект реконструкции улицы Ушакова. С идеей облагородить улицу в своё время к Кузнецову обратились моряки и ветераны флота. Тогда скульптор разработал проект по созданию пешеходной зоны. Замысел настолько масштабный, что требует отдельного рассказа. Над ним сегодня, кроме Алексея Михайловича, работают также архитектор А.Л. Кирьяков и дизайнер В.И. Пашко. Детям и мне идея понравилась, мы представляли как преобразился бы наш город, если проект утвердят. Надеемся, что у нас в городе будет хотя бы одна по-настоящему красивая улица.
33.

33.

В завершении ребята задавали много вопросов, на которые Алексей Михайлович достаточно развёрнуто ответил.
34.

34.

Ещё немного фотографий мастерской.
35.

35.

36.

36.

37.

37.

38.

38.

39.

39.

40.

40.

В заключении хочется ещё раз выразить благодарность Алексею Михайловичу Кузнецову за интереснейшую экскурсию.
41.

41.

 

Материал подготовил Олег Павлухин.

С оригиналом статьи можно ознакомиться на странице автора.