Меню

shrАнализируя творчество одного из известных на Западе российских художников, И.Глазунов сказал, что в его работах раскрывается с одной стороны бесконечная разочарованность в жизни, а с другой – отчаянные поиски идеала. Думаю, что эта характеристика могла бы иметь отношение к искусству многих современных художников России.

 

 

Горечь и надежда, распад и поиски гармонии, напряжение борьбы и утешение, ирония и светлая радость – все это находит свое отражение в творчестве художников Тольятти.


Общая картина художественной жизни города сегодня чрезвычайно разнообразна по стилистической и жанровой направленности работ, характеру и индивидуальным особенностям авторов. Причем можно отметить не только разноплановость произведений различных авторов. Это было бы вполне естественно. Но и отдельные художники зачастую представляют ряд работ настолько несхожих, что они кажутся созданными руками разных мастеров. Наверное, это не случайно. Разочарованность в нравственных ориентирах общества, нестабильность лишенной романтизма жизни и ее жестокие ранящие конфликты заставляют художников метаться в поисках выхода, рождают разноголосицу контрастирующих по содержательной наполненности и эмоциональному строю произведений. С одной стороны, здесь, вероятно, сказывается зависимость от рынка и степень приспособленности к нему, с другой – неизвестная нашим художникам до недавнего времени свобода в творчестве.
Можно встретить почти математически выверенные гармонии зарифмованных, ритмически упорядоченных сочетаний цветовых плоскостей городского пейзажа в графике В.Надеина.
«Бытие – есть структура». Эти слова Жильбера Босса, имея отношение к творчеству Надеина, существенно раскрывают содержательную сторону картин Сергея Дергуна. Вариации пластических композиций, наполненных пульсирующим, то быстрым, то замирающим движением взаимосвязанных, бесконечно переплетающихся элементов. Плавные текучие формы, мягкие изгибы линий сочетаются с пронзающей пространство заостренностью, диссонируют с жесткой прозой черных перекрещивающихся линий контуров. Красота сияющих цветовых субстанций в композициях, выразительность декоративно-ритмической организации живописной поверхности позволяют рассматривать каждую работу художника как эстетическую самоценность, предмет в себе.
Философское обобщение, ощущение разумного и живого, балансирующего между добром и злом, на грани между светом и тьмой, радостью и страданием, среди угрожающих жизни опасностей, воплощается в скульптурах Игоря Бурмистенко.
В лирико-символических композициях Н. Овсянниковой прозрачность и легкость акварели объединяется с чистотой карандашной графики, создавая изысканно – утонченный эмоциональный строй.
Наполненные затаенным смыслом многозначные работы С.Галеты часто заключают в себе интригу и взаимодействие смысловых пластов.
Художественная система многозначительных произведений художников группы «Пантеон», включая в себя элементы сюрреализма и гиперреализма, экспрессионизма и символизма, основываются на определенной мировоззренческой и философской программе.

Картины-притчи членов объединения «Планета ЖурМаРин», благодаря экспрессивности и непосредственности выражения, проникновенности интонаций, позволяют за фабулой находить глубокое и разнообразное морально-этическое содержание.
Композиции Ф.Юрицына с их динамикой свободно и прихотливо льющихся цветовых переходов подключают фантазию зрителей в создании построенного на ассоциациях образного ряда.
Сумрачные композиции Киселева создают атмосферу тревоги и тоскливого отчаяния одиночества.
В жизни все так или иначе перемешано и связано между собой. Особенности изобразительного творчества в городе продиктованы противоречивым единством бытия русского человека, соединяющим блуждания в лабиринте и надежду.
Надежда заключается в утверждении красоты и ценности окружающего мира. Прежде всего, Жигулей, «малой родины» тольяттинских художников. Энергия жизни, заявляет о себе в соединяющемся в мажорную гамму многоцветье пейзажей В.Бузина, в работах В.Сабаева. Графика В.Пашко, лирические пейзажи Н.Шумкина расширяют и обогащают тему легендарного Жигулевского края.
Но каким бы привлекательным не было для художников Поволжье с его сказаниями, красотами и живописностью, в их работах представлены и российские, и зарубежные мотивы.
От непосредственной интерпретации пейзажных мотивов художники переходят к изображению разрушений в природе, калечащих красоту и гармоническую цельность мира, к зловещим предвидениям А.Коржа в его напряженных, бьющих болью композициях.
Виды старинной русской архитектуры, монастырские комплексы, древние соборы вбирают в себя многое из того, что было заложено в жанровой живописи и пейзажах Поволжья и России, выражают стремление авторов прикоснуться самим и дать возможность почувствовать зрителям вечную красоту и гармонию национальной русской архитектуры, ее единение и согласие с природой.
Образ России приобретает цельность и законченность в работах В.Филиппова. В его жанровых картинах с элементами пейзажа и натюрморта мы соприкасаемся с обособленным, внутренне наполненным миром, живущим по собственным законам и в своих ритмах.
Тема Руси и православия, преломляясь в личном мировосприятии автора, вплетается в ткань характерного для М.Зыкова натюрморта с распятием и засохшими цветами чертополоха. В течение уже нескольких лет художник развивает тип программного натюрморта, включающего в себя репродукции или слепки с прославленных произведений искусства. Словно сталкивая сегодняшний день с «вечным», он вначале не отрицает внутренней связи современности с духовной культурой человечества. Но позже наделяет персонажей старых мастеров несвойственными им состояниями тоски, горького недоумения, создает ощущение диалога со зрителем и, продолжая приносить к их ногам цветы, подчеркивает их отчужденность и вносит в поклонение эпатаж. В своих портретах, одновременно остросовременных и ретроспективных, художник ищет гармонической ясности и утонченной красоты.

В середине 90-х годов художники Тольятти чаще всего тяготеют к сложным общезначимым темам, к метафорическим решениям, к многозначным поискам в области формальной выразительности.
Декоративно-прикладное искусство представлено работами тольяттинских мастеров, в основном продолжающих традиции русских народных промыслов: резьба по дереву и камню, орнаментально изукрашенные матрешки, миниатюрные росписи на изделиях из папье-маше и дерева, вологодские, елецкие и кировские кружева. Большое распространение в Тольятти получила керамика. Работы В. И З.Прокофьевых – объемно-пространственные композиции, вазы, декоративные тарелки, рельефы демонстрируют творческие поиски художников в области выразительных возможностей керамики. Несколько отдельных работ В.Прокофьева, демонстрирующих пересечение и взаимопроникновение пространств, объединены темой бесконечности и тайны Космоса. З.Прокофьеву занимает личность человека, его «многоликость». Она часто возвращается к этому в керамических композициях и графике.
Росписи по ткани Л.Кондратьевой отличает высокая графическая культура и тонкое цветовое видение. Ее работы декоративны, богато и разнообразно орнаментированы.
Работы по металлу представлены в городе довольно широко. От ювелирных изделий и декоративных украшений в технике скани Н. и Г.Шароновых до кованой декоративной скульптуры, подсвечников и каминных принадлежностей Н.Чекмарева и В.Коршунова.
В нашем промышленном центре жизнь во многом диктуется задачами и потребностями автомобилестроения. То, что мы переживаем и о чем думаем сегодня, в той или иной форме раскрывается в работах тольяттинских художников. От робкой надежды и тонкого лиризма до утверждения прекрасного, от внутреннего несогласия с противоречиями, неправедностью нынешнего существования людей до раздраженного утомления и протестующего крика против его бесчеловечности.


А.Павельева

Афиша

Обзоры Выставок

Слово

Просторы Владимира Ротмистрова

18-05-2019 Просмотры:76

Просторы Владимира Ротмистрова Впервые художник Владимир Ротмистров побывал в доме-музее Хецуриани в 2006 году. Глядя на собранное Георгием Хецуриани богатство, Владимир решил написать группу предметов. Но собрание предметов – это ещё...

Заметки с выставки. Обзор отчетной выста…

10-03-2015 Просмотры:13756

2014 год Тольяттинское отделение «Союза художников России» завершило очередной отчетной выставкой, которая была развернута в залах художественного музея с 27 ноября по 14 декабря. Участниками экспозиции стали 27 художников разных...

О выставке Надеиной Нины Ивановны

29-08-2014 Просмотры:15147

Тольяттинские «сероэтажки» не сразу полюбились Нине Надеиной. В ее любимом Горно-Алтайске даже неброский серый как будто живее, откровеннее, чище. Любимее! Любовь и спустя годы зовет ее на каникулы на Алтай и...

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: …

09-11-2013 Просмотры:20245

Искусство «Большой Волги» представляет собой сложную и многообразную картину. Оно сформировалось на основе европейской и российской художественной школы, но в первую очередь, на сильных традициях самобытных культур народов Поволжья. Органичность...

Межрегиональная научно-практическая конф…

06-11-2013 Просмотры:21152

В рамках открывшейся в Йошкар-Оле межрегиональной выставки Большая Волга, прошло ещё одно значительное для Союза художников событие, межрегиональная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Поволжья: современное состояние и тенденции развития», которая собрала...

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА — ЖИВОПИСЦА ВЛАДИМИ…

21-10-2013 Просмотры:18346

Современный ритм жизни спокойным трудно назвать. Времени сесть и подумать так мало, что люди уже позабыли о вдумчивом созерцании. Люди сейчас почти утеряли связь с прошлым, что прямо отражается на...

В память Алексею Ивановичу Панкееву

02-06-2013 Просмотры:20368

Удивительно как люди, живущие с нами …… жившие с нами, оказываются целой эпохой. Художник Панкеев А.И. один из старейших художников г.Тольятти, его личная биография – это биография страны, целая эпоха, история...

Памяти художника А.И.Панкеева

12-05-2013 Просмотры:19411

Умер один из старейших художников города Тольятти, член Союза художников России Алексей Иванович Панкеев. 1 мая ему исполнилось 83 года. За его плечами большая трудовая жизнь. Алексей Иванович - уроженец села...

Прогулки по Астрахани с Николаем Зубковы…

30-04-2013 Просмотры:20681

Астрахань – солнечный ветер, песок… Астрахань – волжских огней поясок... Такая ж, как все, и на всех – непохожа: Разноплеменна глазами и кожей, Разноязыка, страстями дремуча; Севером – сдержана, Азией...

Статья посвященная ежегодной отчётной вы…

06-12-2012 Просмотры:21388

Отчётная выставка Тольяттинского отделения Союза Художников России. Сила духовного мира, значение внутренних переживаний, актуальность личного восприятия — вот важнейшие акценты в современном изобразительном искусстве.

Выставка художника - живописца Владимира…

23-11-2012 Просмотры:21348

«Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем, доброжелательно.»Н.К. Рерих

1996 год. Краткий обзор художественного …

05-11-2012 Просмотры:21774

Анализируя творчество одного из известных на Западе российских художников, И.Глазунов сказал, что в его работах раскрывается с одной стороны бесконечная разочарованность в жизни, а с другой – отчаянные поиски идеала...

К выставке Владимира Ротмистрова «Загадо…

11-10-2012 Просмотры:21791

Было море - синее-синее. Любовались им небеса.Облака неслись над долинами,Словно белые паруса. Было лето - желтое-желтое.В ветерке купался ковыль.Степь, как море чистого золота,Напевала вечную быль.

На алтарь добра и красоты

23-09-2012 Просмотры:21466

В художественный мир Виктора Петрова нужно только вчувствоваться, доверчиво погрузиться, с открытым сердцем принять его неоднозначность и многомерность, отбросить бесперспективные в искусстве прямые суждения по аналогии, разбудить уснувшее воображение и...

Из материалов к каталогу творчества Викт…

23-09-2012 Просмотры:21046

Горы.... Что может быть прекраснее для взора человеческого? Горы всегда пробуждают в человеке возвышенные чувства. Мистика сияния горных хребтов зовет душу к абсолютному, идеальному Бытию. Горы поднимают сердце мыслителя, художника...