Искусствоведение

31 Отчётная выставка Тольяттинского отделения Союза Художников России. Сила духовного мира, значение внутренних переживаний, актуальность личного восприятия — вот важнейшие акценты в современном изобразительном искусстве.

 

 

 

 

Несмотря на всю прагматичность и цинизм сегодняшних дней, стремление к прекрасному имеет место быть в душе человека. 

Хорошим тому подтверждением стала отчётная выставка Тольяттинского Отделения Союза Художников России. Более 70 работ предстали перед зрителем, поразив его воображение тематическим многообразием. Провинциальное мышление людей подпитывалось всероссийской значимостью предлагаемых художниками образов: русская глубинка, древняя история отечества, православная культура, природа страны и родного края. В большинстве своём художники призывают видеть и чувствовать культурное наследие нашей страны. Искать в характере природы отклики собственной души.

Россия активно меняясь, остаётся самобытной. О чём свидетельствует сохранение во многих работах традиций русской школы реализма, которая тяготеет к объёмно — пространственной живописи. Основательный рисунок, понимание формы, светотени, тона — вот те инструменты, что доступно раскрывают идеи авторов. Цвет здесь играет зависимую роль, то есть либо поддаётся кисти и заметно приглушается, либо умышленно выходит из под контроля, для того чтобы раскрыться во всём своём колорите, подчеркивая всю живость и значимость образа.

Порадовал в этом году зал графики, где молодой художник Алексей Зуев вдоволь наэксперементировался с пятном, для построения формы и пространства, придав своим работам световоздушности. Воспользовавшись приёмами конструктивного рисунка, для более грамотной композиции художник в конечном итоге создал идеальное сочетание живописи и графики в двух своих работах «Церковь Бориса и Глеба» и «Тутаевское лето». 

Аккомпанировали в той же тематике ему Виктор Петров с серией графических листов « Поволжская глубинка» и совсем юный художник Роман Круглов « Да будет свет». В целом графика донесла свежий взгляд на духовный мир русской глубинки и оживила поиски философской концепции современной российской действительности.

Удивительного эффекта полного присутствия в своих работах добился Дмитрий Анчуков, среди которых отметим « Летний вечер». Художник будто проникает своим взором в структуру каждой детали. Плодотворная работа с тенью и интересная проработка композиции усиливают чувство реальности. Вместе с тем теплота красок летнего вечера придают особую привлекательность, казалось бы, обычного сызранского пейзажа.

Необычными формами и образами отличились Анатолий Алёхин « Весна» и Николай Зубков «Прогулки по набережной Астрахани». «Алёхинская весна» графична, воздушна и при естественном освещении передаёт всю чувственность образа. 

Увлекательный рассказ написал на холсте Николай Зубков. Намеренно противопоставляя образы прошлого и настоящего, автор создаёт занимательную композицию, ярко раскрывающую настроение ностальгии.

Цветовой гаммой обволакивает взгляд зрителя игра с оттенками, тонами и полутонами Игоря Панова «Волга. Тёплое побережье», «Пора одуванчиков». Яркий пример того как цвет создаёт форму, а композиция лишь подыгрывает ему. Холсты художника вызывают тёплые и добрые мысли. Чувствуется частичка лета.

В эпическом направлении продолжает развиваться Владимир Ротмистров, в работах которого чувствуется погружение в атмосферу X – XIII веков. Удивительное чувствование художником фактуры добавляет впечатлений от весьма колоритных образов. Одним словом нет ничего более увлекательного чем «оживающая» история!

Хотелось бы так же отметить работы Александра Козлякова, Рината Бикташева, Евгения Уткина и Валерия Филиппова. Художники подтвердили свой уровень и порадовали разнообразием тем. Так Ринат Бикташев отобразил своё эстетическое видение европейских пейзажей, а Филиппов благодаря контрастному колориту создал несколько сказочную атмосферу Поднебесной.

Хороший результат показали и Александр Терпиловский, Денис Елисеенко, Анастасия Кривицкая, Армен Карапетянц. Молодость живописцев и разработка собственной манеры в рамках русской школы реализма не могут не радовать!

Жизнерадостные натюрморты, сентиментальные пейзажи, выполненные в различных техниках портреты, скульптура были представлены участниками выставки: Григорьевой Элеонорой, Захаровой Аленой, Иванковой Любовью, Колесниковы Николаем, Кондратьевой Лидией, Кругловым Романом, Марковым Владимиром, Масловой Юлией, Мисниковой Вероникой, Муруговым Юрием, Надеиной Ниной, Новиковой Анной, Овсянниковой Надеждой, Оноприенко Любовью, Панкратовым Андреем, Паранчук Татьяной, Пашко Владиславом, Сигорской Натальей, Сучковым Алексеем, Цыбаевым Владимиром, Чекмарёвым Николаем, Чириковой Татьяной, Шевченко Владимиром, Юрицыным Фёдором.

 

Поистине жизнеутверждающей стала эта отчётная выставка! Весьма оптимистичные перспективы открываются перед Союзом Художников, имея целую плеяду молодых талантов. Это вызвало заметное прогрессивное движение и среди уже признанных мастеров. Тольяттинское Отделение организации не просто работает над своим уровнем, но всё активнее и активнее старается донести эстетическую культуру до общества, развить умение пристального взгляда на мир, тонкого ощущения прекрасного и осознанности человеческого существования.

 

Автор статьи: Виталий Кривицкий.

Профессиональная деятельность