Искусствоведение

Татьяна Бойцова, искусствовед
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ВХОЖДЕНИЕ
В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Искусство «Большой Волги» представляет собой сложную и многообразную картину. Оно сформировалось на основе европейской и российской художественной школы, но в первую очередь, на сильных традициях самобытных культур народов Поволжья. Органичность сочетания этих базовых начал прослеживается в творчестве целой плеяды выдающихся мастеров разных поколений, школ и направлений. За последнее десятилетие общая картина развития искусства в Поволжье заметно изменилась, что связано с целым рядом причин, в том числе с переориентированностью многих авторов на новые формы и новейшие технологии. Нельзя не учитывать и роль Союз художников России в жизни, а значит и в творчестве, большинства участников выставки. Эта организация пережила в последние два десятилетия (девяностые и двухтысячные) огромные изменения. Причем, все ее творческие и организационные процессы были связаны с проходившими в стране реформами. Оба эти десятилетия сильно отличаются друг от друга.
В 1990-е, как известно, в стране активно разворачивался процесс развенчания мифов советской эпохи, шло беспощадное расставание с прошлым, во имя нарождающейся демократии. В костре истории сгорали не только мнимые ценности, но и лучшие достижения культуры народов. Параллельно общество открывало для себя малоизвестное и недоступное ранее отечественное и зарубежное наследие, делало первые шаги к знакомству с современным западным искусством. Люди начинали свободно путешествовать, участвовать в проектах других стран, знакомиться с неизвестной ранее парадигмой западной культуры. Выставочные площадки все больше завоевывали проекты, связанные с новым пониманием искусства. В стране складывались принципиально иные взаимоотношения государства и творческой личности, выстраивалась новая грань современного искусства. В это время Союз художников России был поглощен решением больших внутренних проблем. Распад страны повлек за собой процесс разделения Союзов художников стран, прежде входивших в состав СССР, который проходил весьма болезненно. Рухнула экономическая база организации - Художественный Фонд, прежде поддерживавший все важные программы. На протяжении почти всех девяностых организация имела крайне малые возможности осуществлять всероссийские и зональные выставки, которые, на фоне активной и входящей в моду деятельности повсеместно возникших арт-галерей, требовали освобождения от устаревших, организационных и экспозиционных форм работы и использования всего лучшего, что было накоплено параллельным мировым опытом. Фактически в 1990-е годы Союз, лишенный монополии, был отодвинут на периферию художественной жизни. При этом, продолжали активно функционировать, стремясь интегрироваться в новую реальность региональные отделения, которые, несмотря на разрушение экономической базы по-прежнему проводили множество выставок.
В эти годы, в искусстве всех этнических регионов еще сохранялись национальные школы в том виде, в каком они сформировались во второй половине ХХ столетия. Более того, эти школы испытали повышенную тягу к истокам религий и традиций своих народов. Определенную роль в этом сыграли идеи суверенитета, охватившие в тот период многие районы страны, в связи с чем, весьма сильная линия национального самосознания художников нашла свое отражение и в изобразительном искусстве. При этом творческая жизнь в региональных отделениях в 1990-х годах концентрировалась, как правило, вокруг лидеров, чей творческий авторитет сформировался в 1960-70-е годы XX столетия.
Процессы первого десятилетия нового века носили уже иной характер. Начавшаяся интеграция в международное художественное пространство переродилась в активное осваивание западных ценностей, в осознанные стремления значительной части российских художников вписаться в общекультурный мировой контекст. Все это обострило существовавшее и ранее деление творческого сообщества на поборников западных культурных ценностей, сторонников экспериментов и новаций с одной стороны и приверженцев руссийской классической традиции в искусстве. Эта двойственность существует в нашей культуре не одно столетие. При этом, приверженцы европейской эстетики и русской культурной традиции не всегда противостояли, не всегда спорили друг с другом. Так, например, искусство 2-й половины XIX столетия органично вписывалось в контекст европейской эстетики. В эти годы российская и западная система культурных координат развивались в одном русле. А вот в начале XX века эти две линии сильно размежевались, несмотря на то, что обе оставили в наследие выдающиеся достижения, сосуществующие в одних художественных стилях.
Присутствовавшее на протяжении всего XX века, это размежевание еще более обострилось в начале XXI столетия. Большую роль в том сыграли реформы, которые поддерживались одной частью общества и вызывали недоверие у другой. Этому способствовал и хлынувший на выставочные площадки страны под видом новаторских проектов поток эпатажных, часто не профессиональных художественных провокаций, нацеленных на скорую популярность авторов. Повлияли и стихийный процесс формирования российского артрынка, и трудно, интуитивно развивавшееся движение галеристов. Естественно, все это не могло не затронуть чувства значительной части художников-профессионалов, которые твердо встали на позиции сохранения существующей в стране высокоразвитой академической школы и национальных культурных традиций. Впрочем, эти благородные цели часто компрометировались присутствием на выставках слабых поделок в духе коммерческого реализма. Вместе с тем, та часть художественного сообщества, которая была вовлечена в процесс формирования в России искусства новых технологий, заняли активную, нередко агрессивную, позицию противостояния традиционалистам и приверженцам классического понимания изобразительного искусства. В это время в художественной жизни России популярность приобрели видео-арт, инсталляции, перфомансы, художественная фотография. Все чаще моду и вкусы в таких проектах начал диктовать крупный бизнес, развернувший практически внеконкурентные артцентры в Москве и других городах страны. В эти процессы оказалась вовлечена значительная часть российского творческого сообщества, в том числе члены Союза художников России. Успех большинства проводимых в стране арт-акций, не зависимо от принадлежности организационных инициатив, как правило, обеспечивали члены Союза художников. Их имена звучат в проектах новых экспозиций ведущих национальных музеев России, на международных выставках, в многочисленных художественных проектах галерей и салонов, в конкурсах, симпозиумах и аукционах самых разных творческих направлений. Многие авторы задумались в эти годы о том, какие ценности им ближе, какую традицию они несут своей деятельностью, каковы их мировоззренческие предпочтения в искусстве, что ближе в отечественном и европейском наследии... На этом фоне в большинстве региональных отделений Сибири, Урала, Дальнего Востока и Юга страны, в творчестве ряда художников северных и поволжских организаций явно обозначились тенденции к развитию новых направлений, новых форм и технологий. В то же время, отделения союза в центрально-европейской части России (Ярославль, Рязань, Владимир, Орел, Курск, Белгород, Воронеж и т.д.) объединились на общей платформе борьбы за реализм, за линию развития классического направления в современном искусстве. При этом, к новым тенденциям оказались более склонны выпускники местных высших и средних учебных заведений, а поборниками профессионализма и классической линии выступают, как правило, воспитанники ведущих академических институтов страны, где базовое образование играет особенно важную роль в системе подготовки художников. Взаимоотношения и взаимодействия представителей этих двух направлений породило немало конфликтов, чему в значительной степени способствовало острое противостояние Союзу художников России вновь созданных иных союзов и объединений.
Принципиальным отличием между двумя последними десятилетиями стала еще одна характерная черта. Если в 1990-годы в региональных отделениях Союза еще задавали тон художники-шестидесятники, то в 2000-х смена поколений в основном завершилась, и на первый план вышли представители генерации, мировоззрение которых сформировалось на рубеже 1980-90-х годов. Это сказалось в их, более толерантном, подходе к формированию выставок. Однако в творческом сообществе проблема межпоколенческих взаимоотношений значительно обострилась.
Одним из принципиальных шагов Союза в конце 1990-х – начале 2000-х стало восстановление регулярности всероссийских выставок. Они были вызваны к жизни самой ситуацией, складывающейся в отдаленных регионах государства, где в силу местных возможностей, творческий обмен осуществляется только с близлежащими отделениями союза. Кроме того, несмотря на существование множества профильных журналов, информация о российской художественной жизни оставляет желать большего. Не секрет, что российские журналы в основе своей являются отражением жизни столичных художественных кругов. Всероссийские выставки, охватывающие искусство всей страны, в определенной степени должны были восполнить существующий недостаток информации и вновь предоставить широким кругам российских художников и искусствоведов возможность творческого общения друг с другом. В 2000-е годы авторы, живущие в разных городах страны, вновь стали знать друг друга. С 1990 по 1997 годы по названным выше причинам был вынужденно приостановлен многоуровневый проект «Россия». Возник он в 1960-м году на волне «хрущевской оттепели», состоит из веерных зональных выставок в федеральных округах страны и завершающего финального показа лучших работ в Москве. На рубеже 1990-2000-х проект был успешно восстановлен. Именно в это время стало вновь возможным регулярное устройство молодежных всероссийских экспозиций и проектов по видам искусства.
Кроме того, несмотря на последствия экономического кризиса, в 2000-е годы при поддержке Министерства культуры РФ Союз провел немало других крупных выставок. Принимая во внимание инициативу и непосредственное организационное и финансовое участие федеральных округов и субъектов федерации, огромное значение имели проекты «Образ Родины» (Вологда), "Единение" (Нижний Новгород), «Россия - Родина моя» (Саранск), "Пастель России" (Омск), "Скульптура России" (Липецк, Саранск), "Шелкография России" (Благовещенск), "Художники России - флоту" (Владивосток) и др. Масштабность подобных акций не вызывает сомнений. Их формат и должен быть таковым, поскольку проследить творчество различных регионов в контексте искусства большой страны можно только через проекты подобного диапазона. В них участвуют художники всех областей, вплоть до самых отдаленных. Именно там эти выставки оказались наиболее востребованными. Но, главное, они дали возможность художникам регулярно представлять свое творчество в Москве.
Практически все выставки прошедшего десятилетия носят объединительный характер. Однако, они и сейчас нуждаются в освобождении от устаревших экспозиционных штампов и в использовании современных форм выставочной работы. Особо нужно отметить, что проекты Союза далеко не представляют всего спектра художественной жизни в нашей стране. Они предлагают вниманию зрителей творчество только членов Союза и тех авторов, которые разделяют его позиции. Вне этих выставок в России происходит множество событий, связанных с активностью Российской академии художеств, многочисленных галерей и центров искусств, государственных и частных музеев. Но, на этом фоне в 2000-е годы Союз художников России стал постепенно возвращаться к утраченным в 1990-е позициям в общественной и культурной жизни страны. Члены Союза, руководители региональных отделений стали вновь входить в составы общественных палат, коллегий министерств, управлений и департаментов культуры, советов и комиссий по искусству, по присуждению премий и грантов на всех уровнях государственного управления.
Вместе с тем, основная творческая и выставочная работа союза по-прежнему сосредоточена в региональных отделениях. Информационный ежегодник союза приводит такие цифры: в первое десятилетие нового века Союзом проведено более 25 тысяч выставок и более 600 пленэров по разным видам искусства. Кроме этого, художники организовывают конференции, круглые столы, симпозиумы, ведут издательскую, благотворительную, просветительскую работу. Издается «Информационный ежегодник», вновь начал выпускается журнал «Художник», газета «Художник России», каталоги выставок и т.д. Несмотря на все проблемы 1990-2000-х годов, сохранены и открыты для работы Дома творчества: «Челюскинская», «Академическая дача» им. И. Репина, имени Д. Кардовского и др. Союз участвует в проектах Российской академии художеств, Международной конфедерации союзов художников, является учредителем почетных знаков и медалей, представляет интересы российских художников в Ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО.
Таким образом, можно говорить о том, что деятельность Союза художников России в 2000-е годы была направлена на стабилизацию творческой атмосферы среди членов организации. Она повлияла на освобождение многих из них от депрессивных настроений, свойственных девяностым, когда в условиях отсутствия государственной поддержки искусства, необходимых нормативных документов, регулирующих в рамках государства жизнь и деятельность людей искусства и их социальные проблемы, союз не имел возможности оказывать им должную поддержку. Можно сказать, это было переломное десятилетие, направленное на преодоление постперестроечного синдрома, на выход из кризиса.
Союз художников России - многосложное содружество как по творческим устремлениям входящих в него художников, так и по возрастным, по мировоззренческим категориям. Он представляет собой обширный и очень не простой коллектив. Но его объединяющая роль может быть куда более важная, чем это можно предположить.

Бойцова Татьяна Иванова
Москва, Покровка, 37
8(495)917-06-65
8(906)549-6019
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Профессиональная деятельность