16 октября в Краеведческом музее Сызрани открылась выставка тольяттинского художника-живописца Владимира Ротмистрова «Между прошлым и будущим».
Имя живописца Владимира Ротмистрова прекрасно знают многие художники Сызрани, в том числе и молодые. Ведь он, когда-то постигавший азы творческого мастерства в Санкт-Петербургском академическом институте имени Репина и мастерской монументалиста Андрея Мыльникова, теперь преподает в Тольяттинском госуниверситете. А недавно, весной 2012 года, его картины экспонировались в выставочном зале Общества Рерихов в библиотеке № 18. Правда, тогда работ было всего 14. Теперь же в краеведческом музее открылась очередная персональная выставка автора под названием “Между прошлым и будущим”, где представлено уже более 60 его картин (в основном - жанровых).
Картины распределены по залу таким образом, чтобы посетители познакомились с разной тематикой творчества живописца. Много работ посвящено Санкт-Петербургу, где Ротмистров прожил в общей сложности девять лет. Практически каждую неделю он ходил в Летний сад, чтобы полюбоваться мраморными скульптурами. Многое успел запечатлеть до того, как там все изменилось. Еще один блок - картины, посвященные Кавказу и, в частности, послевоенной Абхазии. Здесь уже не так играет цвет, как в жизнерадостных питерских работах. С холстов смотрят люди с морщинистыми, усталыми, но очень мудрыми лицами, чернеют провалы окон. Проходим дальше по залу и невольно останавливаемся у пейзажей, среди которых есть виды Сызрани (Ротмистров несколько лет подряд приезжал к нам на пленэры вместе с другими тольяттинскими художниками). Также огромное место в творчестве живописца занимает история, а в последние годы - тот отрезок времени, который относится к славянской культуре Древней Руси. Здесь в полной мере проявился его талант монументалиста. На полотнах Ротмистрова рвутся в бой витязи, шелестит сухая трава в степи, крепко сжимает меч иудейка Юдифь...
Когда сотрудники музея стали размещать работы на стенах, им неожиданно пришла идея дополнить выставку изделиями из фарфора и фаянса (о них рассказано в сегодняшнем номере “ВВ” на стр. 10). Эти хрупкие предметы прекрасно вписываются в экспозицию и помогают лучше воспринимать картины, не перетягивая на себя основное внимание.
На открытии выставки выступили директор музея Марина Питьёва, депутат городской Думы Михаил Мулюкин, ученик Владимира Ротмистрова - молодой художник Эдуард Харитонов и другие. А затем слово взял сам автор. С первых же минут своего выступления он начал говорить с такой внутренней силой и убежденностью, что стало понятным раскрытие многих тем в его творчестве. Владимир Ротмистров болеет душой за сохранение культурного наследия нашей страны, которое, увы, варварски разрушается.
- Несколько лет назад мы специально приезжали в Сызрань со студентами, чтобы писать уникальную резьбу на деревянных домах улицы Ульяновской. Ее было очень много, а теперь почти не осталось, - горько говорит Владимир Иванович. - И так происходит повсюду. Нам нечего оставить внукам, нечего показать в дополнение к рассказу о жизни предков. Когда об этом болит душа, хочется писать картины на исторические темы, обращаться к древней Руси.
Долго еще рассказывал автор, этот неиссякаемый кладезь впечатлений, историй, воспоминаний, о великих художниках, с которыми ему довелось встретиться. В его словах и картинах видится человек с глубокой душой. Такими людьми и сильна Россия.
Елена ОСИПОВА. Газета «Волжские Вести».