27 ноября -14 декабря 2014 г.
О. Сямина
кандидат культурологии, член СХР
2014 год Тольяттинское отделение «Союза художников России» завершило очередной отчетной выставкой, которая была развернута в залах художественного музея с 27 ноября по 14 декабря. Участниками экспозиции стали 27 художников разных поколений, было представлено 89 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Главное место среди работ, размещенных в экспозиции, принадлежало пейзажному жанру, в котором традиционно преобладали волжские мотивы. Волга и Жигули - неизменный источник вдохновения для многих художников нашего города!
Поскольку пейзажный образ - это не столько «вид», сколько «видение», то в работах каждого автора проявлялись особенности индивидуального восприятия волжской природы.
Так, Виктор Петров в картине «На Волге широкой» (холст, акрил, 63х118) создал характерный для его творчества эпический, сказочно-былинный образ великой русской реки. На холсте мы видим пустынный берег (хочется сказать «брег»), сухие пни, с обнажившимися от времени корнями, как живые существа-хранители здешних мест. Трудно вообразить присутствие обычного человека в этом заповедном пространстве, все напоминает вотчину былинных богатырей. Яркие контрасты желтого и синего – «ярь» солнца и «синь» неба – усиливают ощущение мифической реальности. Художник пишет акриловыми красками, выявляя богатые декоративные возможности этого материала.
Пейзажная композиция Игоря Панова «Вечер осени» (холст, масло, 60х80) решена в философском ключе. Она полна тонких смысловых подтекстов, выражающих метафизический смысл «вечера-осени» как переходных периодов в вечном круге бытия природы и человека: на переднем плане горизонталь дороги (Пути) с фигурой одинокого старика – пастуха, «золото заката» передает чувство особой - «грустной радости» от совершающегося таинства «ухода и возвращения».
«Что всего поразительнее на Волге — это пространство. Никакие наши альбомы не вмещали непривычного кругозора…» - вспоминал И.Е. Репин после известной поездки по Волге. Пейзаж Юлии Масловой «Вид с Молодецкого кургана» (холст, масло, 75х101) воспроизводит панораму Волги с одной из самых высоких точек Жигулевской гряды. Автору удалось передать не только «вид», но и «дух» волжских просторов, которыми так восхищался И.Е. Репин.
Юлия Маслова в своем творчестве обращается к различным жанрам, создавая содержательные и эстетически выразительные работы. Жаль, что на отчетной выставке было представлено только одно ее произведение.
Мотив волжского приволья звучит в картинах Рината Бикташева «Лето в Жигулях» (холст, масло, 60х70) и «Утренний туман над Волгой» (холст, масло, 60х70).
В пейзаже «Лето в Жигулях» автор, переработав натурные впечатления, создал эмоционально наполненную композицию: даль жигулевских предгорий подчеркнута сходящимися диагоналями проселочных тропинок, высокое небо, прогретое жарким солнцем разнотравье (как будто слышишь стрекот полевых сверчков), люди (отец с сыном и собака), бодро шагают вниз по дороге – Волга уже совсем рядом!..
Своеобразна трактовка волжской темы в пейзажах Дениса Елисеенко. В его полотне «Вечерний рейс» (холст, масло, 64х120) привлекает внимание мастерски написанная зеркальная гладь воды, отражающая силуэты Жигулевских гор. Композиция строго уравновешена по горизонтали и по вертикали (за счет контрастных теней на горных склонах), решена в холодном колорите, все ее элементы создают не только особое эмоциональное состояние - вечернего покоя и тишины, но и придают картине символическое звучание: «горы-воды» - это архетип мировой гармонии.
Можно сравнить две пейзажные работы, близкие по предмету изображения, но передающие разное состояние природы: это «Жигули в зимний день» (бумага, пастель, 45х64) Алексея Зуева и «По тонкому льду» Дениса Елисеенко (холст, масло, 40х50). В первом случае автор средствами колорита (контраст белого и синего) и фактуры материала (пастель) создает атмосферу солнечного сухого пушистого морозного дня, во втором пейзаже выразительно передано состояние пасмурного неба, осевшего мокрого снега, покрывающего лед на реке.
Гармоническое единство природного ландшафта Самарской Луки и традиционных форм русской храмовой архитектуры подчеркнуто в пейзаже Николая Зубкова «Солнечная поляна. Храм Николая Угодника» (ДВП, масло, 80х84,5).
На картине изображена недавно отстроенная (2008-2010) церковь во имя святого Николая Чудотворца в поселке Солнечная поляна, расположенном в живописном месте на берегу Волги у подножия Жигулевских гор. Стоит заметить, что это первый храм в поселке Солнечная поляна, история которого началась в 40-50-х годах XX века - в период воинствующего атеизма.
Творчество художника и поэта Владимира Цыбаева отличается задушевной интонацией, он говорит своим искусством негромко, но к его голосу хочется прислушаться.
Работа В. Цыбаева «Осень в Заволжье» (бумага, гуашь, 56х67) акцентирует внимание на богатстве красочной палитры золотой осени. Каждый план решен в своем цвете: разнообразный оттенками розово-оранжевый осинник на переднем плане, темная зелень хвойного леса у реки, синева поверхности Волги, желтая полоса леса далеко за рекой и смутные очертания Жигулей. Высокое небо едва заметно отражает тонкие оттенки всех красок осени.
Кетдус Гайнуллин сохраняет в своем творчестве приверженность материалу - акварели и теме творчества - виды родного волжского села Новоураткино и его окрестностей. Особенно удаются художнику зимние пейзажи, в которых он тонко использует выразительные возможности акварели. На отчетной выставке можно было увидеть два его этюда - «В деревне» (бумага, акварель, 40х60) и «Сентябрь» (бумага, акварель, 40х60).
Для художника Нины Надеиной акварель также является любимым материалом. Она представила на выставку серию работ «Волжские мотивы» - пейзажные зарисовки различных состояний природы и натюрморты с весенними цветами.
Особенностью отчетной выставки 2014 года стало расширение географии мест, получивших отражение в пейзажных работах: различные уголки большой России (Вятка, Кострома, Урал, Соловки), виды Петербурга, морской берег Крыма, зрелищная красота европейских курортов.
Работы Дмитрия Анчукова знакомят зрителя с Судиславлем – небольшим, но имеющим глубокие исторические корни, городком в Костромской области. Это родина художника, куда он приезжает для отдыха и работы. Атмосферу Судиславля хорошо передает городской пейзаж (холст, масло, 80х130), на котором мы видим характерные для русской провинции мотивы. Здесь мирно сосуществуют разные пласты отечественной истории (старинный православный храм и памятник Ленину почти рядом), жизнь течет неспешно и несуетно. Картина передает любовь и привязанность автора к городу детства и вызывает теплые чувства у зрителя.
Александр Козляков свое пейзажное творчество посвящает родной ему природе Урала. На выставку художник представил три работы: «Перед грозой», «Вода ушла», «Идут дожди». Пейзаж «Вода ушла» (холст, масло, 70х80) передает характерные особенности ландшафта и суровую - «мужскую» - энергетику Уральских гор.
Узнаваемый островок российской глубинки можно увидеть на картине Игоря Панова «Вятская провинция» (холст, масло, 60х90): потемневший от времени деревянный дом, рядом с ним сараи, едва заметная фигурка старушки в белом платочке. Немного грустная, но одновременно трогательная картина уходящего уклада жизни.
Санкт-Петербург - предмет вдохновения многих художников. Трудно в этом огромном ряду произведений, в том числе великих мастеров изобразительного искусства, создать свой образ Петербурга. Однако, это удалось Алексею Зуеву – автору серии запоминающихся графических композиций на петербургскую тему. На выставке были представлены две работы, выполненные в технике пастели: «Петербург. Дворцовая набережная» и «Петербург. Зимняя канавка» (бумага, пастель, 48х48).
Пейзаж Владимира Ротмистрова «Бухта в Судаке» (холст, масло, 50х70) отражает впечатления художника, полученные во время его летнего путешествия в одно из самых живописных мест крымского побережья.
Монохромная графическая (карандаш) серия Элеоноры Григорьевой представляет зрителям мир Соловецких островов, с их северным суровым климатом и особой духовной энергетикой.
Впечатляющие виды известных европейских курортов воссоздают картины Рината Бикташева: «Солнечное утро после шторма. Озеро Гарда», «Зимнее озеро (Женевское озеро)», «Вид на Альпы. Июнь», «В ожидании весны».
О том, что «натюрморт» есть «мертвая натура» сегодня упоминают только историки искусства. Произведения этого жанра способны не только радовать красотой форм, фактур, цветовых соотношений различных предметов, но и достигать глубокой психологической глубины и символических обобщений.
Натюрморт Валерия Филиппова «Калина красная» (холст, масло, 70х82) - символический образ «шукшинской» России, который создается всеми элементами композиции: бело-красный контрастный колорит, круглая форма стола и чаши с ягодами, белоснежная скатерть с ритмично повторяющимися ровными складками, большое окно, шторы-кулисы, декоративно решеные ветки калины за окном, вид заснеженной деревеньки вдали и пр. Все создает образ крестьянской России, о которой писал и снимал фильмы Василий Шукшин и с которой чувствует глубокую связь художник Валерий Филиппов.
В творческой биографии Владислава Пашко 2014 год займет особое место. Осенью (9 октября – 2 ноября) состоялась персональная выставка художника, которая стала заметным событием в культурной жизни Тольятти. Глубокий смысловой подтекст, тонкий эстетический вкус и чувство формы, отточенное многолетней дизайнерской деятельностью, не могут не вызывать симпатии зрителей к работам художника. Натюрморт в технике пастели «Предвестники святок» подтверждает кредо автора - «Прекрасное рядом» и напоминает - «есть что-то святое в сути простых вещей».
Оригинальным композиционным решением отличается натюрморт «Вечер в мастерской» Владимира Ротмистрова (холст, масло,85х118). На столе мы видим различные атрибуты искусства – античные гипсы, восточные изящные сосуды, старинную икону, стеклянный графин, глиняный чайник, морские раковины, вазу из коры дерева с сухоцветом – все, что может вдохновить художника и собрано в его мастерской. Но главное действующее лицо в этой композиции – вечернее освещение и тени на стене от букета сухих цветов. Они покрывают все предметы причудливыми линиями и пятнами, создавая атмосферу таинственной, чарующей красоты.
В натюрмортах Игоря Панова мы чаще всего видим предметы деревенской жизни - корзины, горшки, полотенца, полевые цветы и др., но художник придает композициям классическую ясность и стройность.
Работа «Летние сумерки» (холст, масло, 80х85) с предметами вечернего чаепития на веранде продолжает эту линию.
Может показаться, что Анатолий Алехин в своем творчестве как двуликий Янус смотрит в противоположные направления: одно его лицо обращено в сторону традиционного народного искусства (художественная резьба по дереву - сфера его профессиональной деятельности), другое (живопись) – в сторону авангарда, экспериментов с геометрическими формами, диагоналями. Хотя, по сути, здесь нет никакого противоречия: искания русского авангарда в области элементарной композиции имели тесную связь с народным искусством, в первую очередь - орнаментально-декоративным. На отчетную выставку А. Алехин представил работу «Натюрморт с вишнями» (ДВП, масло, 80х60), написанный в свойственной этому художнику манере.
Работа Вероники Мисниковой «Натюрморт с жестким диском» (ДВП, масло, 130х100) интересна своим психологическим содержанием. Композиция читается как некая история (двоих?), итог которой - отчуждение и одиночество. Об этом говорит каждый элемент композиции: подбор предметов, их компоновка, цвет. Античный гипс на черном фоне воспринимается как портретный образ, выражающий холодное высокомерие и надменность.
Современный широко употребляемый термин «сюжетно-тематическая картина» фактически объединил в себе многие ранее самостоятельные жанры: бытовой, исторический, мифологический и др. Создание произведения такого рода – важный критерий профессионального мастерства и творческой зрелости художника.
В экспозиции было представлено значительное количество сюжетно-тематических произведений в технике масляной живописи. Хотя в каждом конкретном случае желательно уточнить их жанровую принадлежность - это поможет лучше понять специфику художественного мышления автора.
Так, например, картину Игоря Панова «Летние дни. Тарзанка» (холст, масло, 108х108) можно было бы отнеси к жанру «идиллии». Истоки этого жанра в античности, где он обозначал небольшие поэтические картинки из сельской жизни. Сегодня термин «идиллия» трактуется более широко и может быть применен к любому произведению, в котором автор создает художественный мир, лишенный каких-либо внутренних противоречий, где царствуют абсолютная гармония, господствует мотив свободной безмятежной игры на лоне природы. Заметим, что в этом ключе решена целая серия сюжетных композиций Игоря Панова последних лет: «В облаках», «На земле детства», «Очарованный», «Воздушные змеи», «Волга. Синие горы».
Картину Николая Зубкова «Прогулка по набережной. Астрахань» (холст, масло, 80х90) было бы уместно отнести к жанру «ретроспективы», что буквально означает взгляд в прошлое. Но этот взгляд – не исторический, а скорее «сновидческий». Это – грезы о прошлом, ассоциативные образы, рождающиеся из глубин памяти художника, уводящие к истокам, детству. Это ностальгическое созерцание прожитого и безвозвратно ушедшего. Ретроспективный взгляд требует особого художественного языка, для которого характерно свободное обращение с пространством и временем, усиление условно-декоративного начала.
Многие работы Владимира Ротмистрова тяготеют к былинно-мифологическому жанру. Источником вдохновения для художника служит мир славянского язычества, мифопоэтическое восприятие мира, свойственное нашим далеким предкам, жившим неразрывно с природой. Одним из наиболее ярких произведений на выставке была картина «Лесовик» (холст, масло, 90х60) Персонаж русский мифологии предстает в виде крестьянина. Он плоть от плоти природы: волосы и борода в виде пучка соломы, в руках плетеная корзина с полевыми цветами. Весь облик излучает энергию и здоровье. «Лесовик» смотрит на зрителя пристальным цепким, умным, но одновременно доброжелательным взглядом, словно приглашая в свой мир. Все свое восхищение красотой естественной природы автор вложил в краски – яркие, сочные, ядреные.
Другая сюжетная картина этого автора - «Разбойный люд» (ДВП, масло, 80х122) создает образ жигулевской вольницы, она также навеяна легендами и мифами о Волге и Жигулях.
Виталий Коршунов - автор многих проектов в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Мастер по металлу, профессиональный кузнец (выпускник Таллиннского художественного института), он нередко обращается к живописи, открывающей новые возможности для творчества. На выставке были представлены две работы В. Коршунова, выполненные в технике масляной живописи - «Девочка с собачкой» (ДВП, масло, 63х77) и «Семья рыбака» (ДВП, масло, 80х55). Образное решение работ вызывает ассоциации с классикой советской мультипликации («Варежка», «Семь Иванов, семь капитанов» и др.): добродушной, трогательной, не чуждой условности изобразительного языка, но ясной по мысли и нравственному посылу.
Тема спорта чаще всего привлекает художников возможностью передать красоту человеческого тела, сильные эмоции, энергию движения.
Художник Евгений Уткин выбрал свой путь в решении этой темы и новые работы тому подтверждение. Его интересует не столько «динамика тела», сколько «динамика души», причем души ребенка, подростка, только вступающего в жизнь, только начинающего осознавать себя защитником, борцом, мужчиной. Его композиции отличаются продуманностью, смысловой содержательностью, деликатностью, в них ощущается обаяние личности и «мягкая сила» самого автора. На выставке экспонировались две работы Е. Уткина «Данилка – защитник» (холст, масло, 90х70) и «Долгожданный лед» (холст, масло, 60х110).
Картина Дениса Елисеенко «Одержимые победой» (холст, масло, 83х114) тоже посвящена теме спорта. Художник изображает двух молодых спортсменов-велосипедистов, которые заканчивают последние приготовления к соревнованию. Один из них надевает обувь, сидя на скамейке, другой стоит, крепко держа правой рукой велосипед. Фигура показана со спины, с обнаженным торсом. Художник акцентирует внимание на спортивном облике персонажа, стремится передать через пластику его собранность, концентрацию воли, энергии. Важным элементом композиции является светотень: пятно солнечного света на стене выступает в качестве фона, на котором фигура спортсмена читается более четко и выразительно.
Армен Карапетьянц – самый молодой участник выставки (27 лет) – представил на суд зрителей два произведения на тему войны.
Картина «Долгожданная тишина» (холст, масло, 60х80) привлекает лирической трактовкой образа солдата, что соответствует традициям нашего искусства, восходящим к поэме «Василий Теркин» А. Твардовского, произведениям Ю. Непринцева, Б. Неменского и др.
В работе «Эхо войны» (холст, масло, 70х120) звучит актуальная сегодня тема памяти о войне, связующей поколения. Может быть, не везде еще хватает автору живописного мастерства, но очевидна серьезность и глубина задач, которые ставит перед собой молодой художник, способность создавать запоминающиеся композиции.
Портретный жанр на выставке был представлен небольшим количеством работ, но каждая из них по-своему интересна и заслуживает внимания.
В портрете Вероники Мисниковой «День рождения. Ожидание чуда» (ДСП, левкас, темпера, 50х40) автору удалось не только тонко уловить сложные по психологическому рисунку переживания ребенка, но и найти убедительные пластические средства для их передачи в образе.
«Восточный мотив» (картон, масло, 122х80) Владимира Ротмистрова – мужской портрет, рожденный воображением художника. Характер персонажа читается очень ясно, при этом в нем нет прямолинейности и однозначности. Это сильный, умный, привыкший к абсолютной власти человек, но одновременно в нем чувствуется одиночество и обреченность. Композиция портрета выразительна: значительный масштаб картины, крупный план, скульптурная (римская) лепка черт лица. Образ, вызывает ассоциации с современными лидерами арабского мира, их трагическими судьбами.
Оригинальным композиционным решением отличается картина Игоря Панова «Угомонилась» (холст, масло,75х110). Художник изображает спящего ребенка – свою дочку. Она крепко уснула на диванных подушках, куда забралась во время игры. Пластика ее сонного тела выражает состояние расслабленности, безмятежного покоя, сладких сновидений. Вся окружающая обстановка передает атмосферу домашнего уюта и семейного счастья.
Впервые на отчетной выставке были представлены шаржи, выполненные в графической технике. Их автору Александру Козлякову удалось создать узнаваемые образы своих персонажей, с добрым юмором подчеркнув их характерные черты.
Особый смысл приобрел в экспозиции отчетной выставки мемориальный скульптурный портрет Валентина Пурыгина - замечательного мастера самарской школы живописи, художника, который много сделал для сохранения традиций русского реалистического искусства, особенно в смутные 90-е годы. Автор бюста Алексей Кузнецов создал образ человека открытого, доброжелательного, мудрого и светлого, тем самым подчеркнув истинную природу настоящего ХУДОЖНИКА, миссия которого выявлять и утверждать гармонию в мире.
Завершая обзор экспозиции отчетной выставки Тольяттинского отделения «Союза художников России», хочу отметить высокий профессиональный уровень работ, их тематическое, жанровое и стилистическое разнообразие, верность традициям отечественной школы изобразительного искусства не только зрелых мастеров, но и молодых авторов.
Подобного рода выставки являются важным событием в культурной жизни Тольятти, эстетическим ориентиром и школой мастерства для тех, кто только начинает свой путь в изобразительном искусстве.
Творческого вдохновения, ярких впечатлений, новых интересных замыслов и их успешного воплощения всем участникам выставки в 2015 году!
Информационное сопровождение: