Меню

1407220755 NadeinaТольяттинские «сероэтажки» не сразу полюбились Нине Надеиной. В ее любимом Горно-Алтайске даже неброский серый как будто живее, откровеннее, чище. Любимее!

Любовь и спустя годы зовет ее на каникулы на Алтай и пишет ее талантливой рукой по сырому листу нескучные алтайские горы, весенние тамошние первоцветы, проснувшиеся утренние травы. И серые непогоды тоже. Ну как же без них!

Акварель по-сырому – техника, которая так срослась с Ниной Надеиной, что стала ее фирменным стилем, ее визитной карточкой, ее форточкой, в которую можно высмотреть что-то свое и выплеснуть в мир сероэтажек цветы и эмоции. На цветы доцент кафедры «Дизайн и художественное проектирование изделий» Поволжского университета сервиса Нина Надеина не скупится. На ее подоконнике сегодня точно есть цикламены. В любую погоду. А если они отцвели на окне, непременно цветут на тех же вылюбленных, вымечтанных ею чутких листах, которые бережно хранятся в ее мастерской и иногда выходят в свет на персональных выставках и официальных сборных показах. Цветочный шлейф – ее королевская свита. Она любит дарить свои вербы и цикламены зрительскому глазу. Это «аптекарская», гомеопатическая доза цвета, любви, радости, художнического откровения за просто так и от всей души.

– Когда рождаются художники, Нина Ивановна? Нужны глаголы времени прошедшего?

– Конечно. Дед-сапожник погиб за месяц до моего рождения. Упал со скалы. Мама как раз беременная была. Я дедушку даже не видела, но любовь к нему во мне жила. Воспитывала все больше бабушка, Агафья Константиновна. Из староверов. Первых кукол мне шила. Кукла-мать, кукла-отец. Все как полагается: рубахи, штаны, сарафаны. Она и сама такую одежду носила. Темно-синюю, в мелкую точечку. Такая особая гармония в том бабушкином костюме была. Рисовать я любила, у отца дар к рисованию был. Особенно хорошо у него карикатуры получались. Да и шить быстро научилась. Сначала вместе с бабушкой кукол делала, потом платьица для себя. Родители к трудолюбию приучили, большое им за это спасибо. Помню, показали по телевизору кино «Звонят, откройте дверь». На другой день на консультацию в школу я уже шла в новеньком платье, точь-в точь как у героини Елены Прокловой. За ночь сама сотворила. Так что к восьмому классу я определилась твердо: буду художником по костюмам. А первого живого художника я увидела в деревне Улала.

– Подходящая точка на карте для «живого» художника!

– Улала – миссионерский стан. Алтайцев на Алтае – процентов двадцать, не больше. Удивительный народ! Чистое, детское восприятие мира. Наверное, алтайская природа так влияет. Вот всех алтайцев в конце девятнадцатого века покрестили. В отдаленных деревнях стали восстанавливать храмы… А своего живого художника я встретила на своей родной улице. Если в школу – все вверх и вверх. Домой – все вниз. Так и ходили: то вверх, то вниз. Весна ранняя. Солнце жарит. Бурный талый поток сверху вниз. И вдруг на улице – мольберт. Художник поставил его, чтобы этот весенний поток написать. Ну как не заглянуть? Мазки на картоне просто поразили. Там была своя бурная весна. Первое в жизни художественное впечатление! А в школе у меня был удивительный учитель рисования. Илья Григорьевич пришел с войны. Высокий. С палочкой. Удивительно добрый. Однажды принес на урок ведро яблок из своего сада.

– И вы рисовали яблочную осень?

– И получали пятерки тоже… яблоками. Троечный рисунок – держи три яблока, пятерка – вот тебе пять. Рисование – любимый предмет. Но к концу десятого я понимала, что в художественный вуз экзамены серьезные. Не поступлю. Рисунок – обнаженная натура, а я ее даже ни разу не рисовала. Нужно было пройти через среднее специальное образование. Закончить училище, поехать в Москву. Не поступила. Расстроилась. Пошла работать в детскую библиотеку. Оформляла там все выставки.
Посадила возле библиотеки два дубка. Была недавно – дубы мои огромные выросли. А потом – училище. Живописно-педагогическое отделение. Мне восемнадцать. И такой необыкновенный подъем! Четыре года пролетели как один. На пленэр – в Горно-Алтайск.

– Там, в училище, и пришла любовь к акварели?

– Нет, там акварелью мы писали только на первом курсе.

– Позади – Новоалтайское художественное училище, впереди – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. Отделение «Художник по костюму»?

– Позднее, в Мухинке, я и пришла к акварели по-сырому. И вот эта акварель – та самая неповторимая свежесть, удивительная свобода, живое дыхание.

– И живая сильная Катунь на мокром листе бумаги?

– Бирюзовая, нежная река Катунь. Она ж из Белухи течет, буквально вся изо льда весной состоит. Осенью она рыжая, а весной бирюзовая. Как передать эту гармонию? Эту тягу зеленого к бирюзовому, это медленное восхождение тумана к вершинам Алтая? Как? В природе гармония есть всегда. Как передать ее через себя? Пишешь, пишешь и в какой-то момент чувствуешь: получилось! Получается, и у тебя в душе – ощущение счастья.

– Бирюзовая Катунь, просыпающиеся вербы, наивные глиняные игрушечные коняшки на столе. Это ваши сегодняшние имена существительные, ваши сущностные глаголы настоящего времени, Нина Ивановна?

– Ну да. Мне нравятся эти игрушки, эти глиняные птички, детские лошадки. Я их сегодня пишу везде, где подсказывает мотив. И любимая верба всегда со мной. И родная Катунь. Они со мной всегда и сейчас.

– Вы часто берете в руки кисть «в настоящем времени»?

– Я постоянно работаю. Акварель любит, чтобы художник был в форме. Если месяц в простое – надо еще прежде расписаться. Чтобы опять почувствовать акварель, чтобы ощутить лист. Я всегда испытываю перед белым листом трепет. Двадцать лет хожу в храм. В мастерской перед тем, как начать писать, все полы перемою, приберусь, помолчу… Помолюсь. Есть такая очень душевная молитва на начало дела. А потом – первый мазок. И если настроение появилось, вся работа пошла.

– А если нет, Нина Ивановна?

– Сейчас я себя заставляю. Значит, должна. С Божьей помощью. Бывает, думаешь, что ничего не получится. А отстранишься от своей гордости, и все само пойдет… Надо только работать без страха, нужно не бояться ошибиться. Свободно относиться к натуре и идти к ней открыто.

– А цветы? Это тоже сегодняшняя примета работ Нины Надеиной…

– Цветы – остатки рая на земле. Я всегда пишу цикламены. Вот смотрите. Один подоконник. Одни и те же цветы. И разное состояние…

Наталья Харитонова

№ 97 (1695) от 5 августа 2014 года

Ссылка на оригинал статьи>>>

Афиша

Обзоры Выставок

Слово

Линия творчества Игор…

23-02-2020 Просмотры:1201

Игорь Геннадиевич Панов – живописец, график, профессор Тольяттинского государственного университета, член Союза художников, лауреат всероссийских премий в области изобразительного искусства, участник всероссийских, международных выставочных проектов в Париже, Гуаньчжоу, Харбине, Владивостоке...

Просторы Владимира Ро…

18-05-2019 Просмотры:1367

Просторы Владимира Ротмистрова Впервые художник Владимир Ротмистров побывал в доме-музее Хецуриани в 2006 году. Глядя на собранное Георгием Хецуриани богатство, Владимир решил написать группу предметов. Но собрание предметов – это ещё...

Заметки с выставки. Об…

10-03-2015 Просмотры:16131

2014 год Тольяттинское отделение «Союза художников России» завершило очередной отчетной выставкой, которая была развернута в залах художественного музея с 27 ноября по 14 декабря. Участниками экспозиции стали 27 художников разных...

О выставке Надеиной Н…

29-08-2014 Просмотры:17013

Тольяттинские «сероэтажки» не сразу полюбились Нине Надеиной. В ее любимом Горно-Алтайске даже неброский серый как будто живее, откровеннее, чище. Любимее! Любовь и спустя годы зовет ее на каникулы на Алтай и...

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИ…

09-11-2013 Просмотры:22744

Искусство «Большой Волги» представляет собой сложную и многообразную картину. Оно сформировалось на основе европейской и российской художественной школы, но в первую очередь, на сильных традициях самобытных культур народов Поволжья. Органичность...

Межрегиональная науч…

06-11-2013 Просмотры:24981

В рамках открывшейся в Йошкар-Оле межрегиональной выставки Большая Волга, прошло ещё одно значительное для Союза художников событие, межрегиональная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Поволжья: современное состояние и тенденции развития», которая собрала...

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА — …

21-10-2013 Просмотры:20489

Современный ритм жизни спокойным трудно назвать. Времени сесть и подумать так мало, что люди уже позабыли о вдумчивом созерцании. Люди сейчас почти утеряли связь с прошлым, что прямо отражается на...

В память Алексею Иван…

02-06-2013 Просмотры:23379

Удивительно как люди, живущие с нами …… жившие с нами, оказываются целой эпохой. Художник Панкеев А.И. один из старейших художников г.Тольятти, его личная биография – это биография страны, целая эпоха, история...

Памяти художника А.И.П…

12-05-2013 Просмотры:21891

Умер один из старейших художников города Тольятти, член Союза художников России Алексей Иванович Панкеев. 1 мая ему исполнилось 83 года. За его плечами большая трудовая жизнь. Алексей Иванович - уроженец села...

Прогулки по Астрахани…

30-04-2013 Просмотры:22842

Астрахань – солнечный ветер, песок… Астрахань – волжских огней поясок... Такая ж, как все, и на всех – непохожа: Разноплеменна глазами и кожей, Разноязыка, страстями дремуча; Севером – сдержана, Азией...

Статья посвященная еж…

06-12-2012 Просмотры:23131

Отчётная выставка Тольяттинского отделения Союза Художников России. Сила духовного мира, значение внутренних переживаний, актуальность личного восприятия — вот важнейшие акценты в современном изобразительном искусстве.

Выставка художника - ж…

23-11-2012 Просмотры:22931

«Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем, доброжелательно.»Н.К. Рерих

1996 год. Краткий обзор …

05-11-2012 Просмотры:23636

Анализируя творчество одного из известных на Западе российских художников, И.Глазунов сказал, что в его работах раскрывается с одной стороны бесконечная разочарованность в жизни, а с другой – отчаянные поиски идеала...

К выставке Владимира …

11-10-2012 Просмотры:23565

Было море - синее-синее. Любовались им небеса.Облака неслись над долинами,Словно белые паруса. Было лето - желтое-желтое.В ветерке купался ковыль.Степь, как море чистого золота,Напевала вечную быль.

На алтарь добра и крас…

23-09-2012 Просмотры:23239

В художественный мир Виктора Петрова нужно только вчувствоваться, доверчиво погрузиться, с открытым сердцем принять его неоднозначность и многомерность, отбросить бесперспективные в искусстве прямые суждения по аналогии, разбудить уснувшее воображение и...