Игорь Геннадиевич Панов – живописец, график, профессор Тольяттинского государственного университета, член Союза художников, лауреат всероссийских премий в области изобразительного искусства, участник всероссийских, международных выставочных проектов в Париже, Гуаньчжоу, Харбине, Владивостоке, Хабаровске, Москве, Санкт-Петребурге и др.
Родился в 1969 году в г. Кимовске Тульской области. Когда Игорю было полтора года, семья переехала в Тольятти, ставший для художника родным городом. На лето мальчика отвозили к бабушке в деревню, на родину отца в Ивановскую область. Каждую такую поездку он ждал целый год. Это были самые яркие впечатления детства - классическая деревня с лесом и речкой, с походами по грибы и ягоды, рыбалка, сенокосы - хотелось остаться там навсегда!
Рисование привлекло Игоря лет в семнадцать, и мама посоветовала пойти в вечернюю художественную школу, где оказалась прекрасная библиотека с альбомами и каталогами, с этого и началось погружение в мир изобразительного искусства. Эта творческая воронка так затянула, что решился поступить на художественно-графический факультет педагогического института, несмотря на работу на заводе слесарем-монтажником. В то время случилась судьбоносная встреча с преподавателем Сафроновым Виктором Николаевичем – выпускником Академии художеств. Его творческая энергия оказалась заразительной, художник писал вместе с учениками в мастерской и на пленэре, поддерживая увлеченность Игоря живописью, посоветовал учиться дальше, поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Для жителя провинции это казалось недосягаемой мечтой, вроде миража, но непреодолимо притягательной. Когда-то такой же мечтой Академия была и для Ильи Репина, и для Василия Сурикова и многих других известных художников, чей путь в искусстве тоже начинался с ее классов.
Взяв свои работы, художник отправился покорять северную столицу, но не прошел по конкурсу. Решил остаться в Петербурге, ходил на подготовительные курсы, посещал Эрмитаж и Русский музей, воочию увидел шедевры, которые ранее изучал по репродукциям. Мечта сбывается – Игорь Панов – студент Академии художеств! Пройдя академическую школу в мастерской профессора С.С. Соколова, написав диплом на традиционно историческую тему, закончив ее в 2001 году, вернулся в Тольятти, получил мастерскую, в которой работает до сих пор.
В 2019 г. Игорю Геннадиевичу исполнилось 50 лет. Свой юбилей художник отметил выставкой, состоявшейся в Тольяттинском художественном музее, а теперь персональная выставка открылась в Самаре. За 25 лет непрерывного творчества, Игорь создал огромное количество живописных полотен, выбрать из которых небольшую часть для юбилейной выставки оказалось очень трудно.
Экспозиция расположилась в двух залах Самарского художественного музея: в одном представлены живописные полотна художника, в другом – графические произведения.
Поскольку выставка носит ретроспективный характер, было решено показать и графические листы, созданные еще в годы учебы в Академии – это и натурные штудии и эскизы композиций («Дедал и Икар», «Блудный сын»), и быстрые зарисовки, выполненные различными графическими материалами – карандашом, углем, сепией или ретушью. Работы демонстрируют высокое мастерство, характерное для учеников старейшего в стране высшего художественного учебного заведения. Игорь Панов мастерски овладел искусством рисунка, не у каждого студента работы попадают после просмотра в фонд Академии. Когда смотришь на его графику – как будто попадаешь в машину времени, где время остановилось: так же когда-то штудировали натуру великие мастера прошлого – Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, совершенствуя и оттачивая мастерство, превращая позировавших натурщиков - Степанов и Акимов - в Гераклов и Вакхов. Сразу вспоминаются годы учебы в Академии, с ее залами, лестницами, высокими потолками, холодными аудиториями, мастерскими с огромными окнами, просмотрами, натурщиками, в перерывах прогуливающихся в длинных темных академических коридорах…
В живописи для Игоря Панова не существует жанровых рамок, он прекрасно работает как портретист, пейзажист, мастер натюрморта и тематической картины.
Его натюрморты отличает любовь к тихой жизни вещей, хранящих человеческое тепло и память об их владельцах. Предметы он пишет с такой доскональной правдоподобностью, что они становятся почти физически осязаемыми, художник прекрасно передает фактуру – занозистую деревянную, шершавую, гладкую или ржавую, предметы всегда статично и гордо предстоят, являя нам свою самодостаточность («Ушедший мир», «Синяя лампа», «Медный ковш»). Необычен крупноформатный натюрморт «Вспоминая Китай», где автор создает настоящую обманку – перед нами иллюзия стены, на полочках размещены китайские предметы – ваза, веер, чайнички, чашки, приколота открытка с пейзажем – хочется протянуть руку, снять ее и рассматривать отдельно.
Привлекательны и уютны портреты близких и друзей художника, выполненные с некоторой жанризацией: главный герой погружен в интерьер комнаты, он не просто позирует, а живет, естественно пребывая в органичном для себя пространстве. В автопортрете на плечах художника сидит дочка, их взгляды зачарованно прикованы к окну, за которым медленно падает крупными хлопьями снег. Сестра комфортно устроилась в синем кресле, на спинке лежит пушистая кошка, свесив лапу. Владимир Башкиров уверенно сидит за столом, словно беседуя со зрителем за чашкой чая.
Картина «Летние вечера» была написана ночью на Бахиловой Поляне. Здесь нет людей, но все говорит об их недавнем присутствии настолько явно, что становятся осязаемыми запахи и слышны звуки: на освещенной террасе все та же кошка тянет свою мордочку к букету полевых цветов; на веревке сушится полотенце, а на столе остались «ночевать» вино, фрукты и шахматы.
Одна из ключевых тем в творчестве Игоря Панова - мир детства. Вот дочка перед сном играет со своей тенью, дети запускают воздушного змея, загорают и прыгают в речку – в них такая полнота жизни, когда тебе принадлежит весь мир! Мальчишки на берегу Волги, как дейнековские юные летчики, полны детского восторга и искреннего доверия к миру. Настроение этих картин самое радостное и жизнеутверждающее.
Оптимистичная картина «Стог сена» явно навеяна воспоминаниями о проведенных летних каникулах у бабушки. Огромный стог сена у Панова - это не босховский, где каждый норовит урвать кусок сена побольше, это скорее, символ единства, слаженности и гармоничного слияния человека с природой.
Художник много путешествует: побывал в творческих поездках в Германии, Норвегии, Танзании, Китае, Египте, Италии, Алтае, Крыму, на Кавказе и Урале, Карелии, Сахалине, Кольском полуострове и т.д. Отовсюду привозит яркие впечатления и сюжеты будущих картин. А еще он говорит: «Каждая поездка меня меняет». Панов очень точно запечатлевает характерные географические и колористические особенности ландшафта той или иной страны или города. Неприютные горы Норвегии скованы льдами, еще с тех времен, когда там обитали скандинавские боги. Горы Кавказа овеяны романтическим ореолом поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, впечатляют суровой мощью, а пейзажи Крыма наполнены солнцем.
Последняя поездка, из которой недавно вернулся Игорь, была в Индию, эта страна с древнейшей культурой оставила самое светлое впечатление о гармоничных и искренних людях, удивительной музыке и изысканной архитектуре. Но картины из этой поездки появятся уже на будущих выставках. В путешествиях художник пишет этюды, по которым потом в мастерской создает картины. Панов как наследник реалистической школы разделяет понятие этюда и картины, не заменяя одно другим.
Игорь Панов в хорошем смысле слова педант, для него не существует мелочей, все имеет важное значение: и художественные материалы, и рама, и упаковка, и этикетка, и экспликация, а ведь внимание к мелочам рождает совершенство!
Статья подготовлена к юбилейной выставке Игоря Панова в Самарском художественном музее 20.02.2020
Заведующий научным отделом Самарского Художественного музея
Шатунова Светлана Сергеевна