Диффинэ-Кристи была членом Московского отделения Союза художников СССР. Среди ее полотен мы встречаем пейзажи, натюрморты и типичные для советского искусства портреты заводских рабочих – слесаря-сборщика, электрика, фрезеровщика, крановщицы литейного цеха. По заказам комбината она писала комсомольцев и старых партизан, создавала Лениниану, раскрывала темы гражданской войны.
Замечательная композиция «Картофельное поле» - одна из целого ряда картин, выполненных по итогам поездок в колхозные деревни. И все же произведения Валентины Михайловны привлекают внимание своей уникальностью. Особенность работ заключается в соединении традиционной советской тематики с живописными поисками автора.
В художественном музее города Тольятти проходит выставка живописных работ московской художницы Валентины Михайловны Диффинэ-Кристи (1918-2010гг.). В экспозиции представлены произведения, написанные в 60-х – начале 90-х годов.
Диффинэ-Кристи была членом Московского отделения Союза художников СССР. Среди ее полотен мы встречаем пейзажи, натюрморты и типичные для советского искусства портреты заводских рабочих – слесаря-сборщика, электрика, фрезеровщика, крановщицы литейного цеха. По заказам комбината она писала комсомольцев и старых партизан, создавала Лениниану, раскрывала темы гражданской войны. Замечательная композиция «Картофельное поле» - одна из целого ряда картин, выполненных по итогам поездок в колхозные деревни. И все же произведения Валентины Михайловны привлекают внимание своей уникальностью. Особенность работ заключается в соединении традиционной советской тематики с живописными поисками автора.
Прирожденный живописец, Валентина Диффинэ-Кристи остро и точно чувствовала цвет окружающего мира. В молодые годы ее живопись формировалась под влиянием творчества мужа, талантливого художника Евгения Диффинэ, работавшего в традициях Константина Коровина. Она получила образование в мастерской С.Герасимова и была представительницей московской школы живописи. Свой собственный путь в искусстве Диффинэ-Кристи нашла в 60-х годах прошлого века.
Содержательность и образная глубина ее картин создается, прежде всего, средствами живописи. Валентина Михайловна утверждает: «В живописи не существует контуров. Границы и предметы определяются только сочетанием красочных пятен». Она отрицает субъективность восприятия окружающей действительности: нужно только уметь видеть их точные соотношения «во всей композиции одновременно». Отсутствие контуров не мешает почувствовать точность и конструктивность рисунка, увидеть пластику формы в ее портретах и композициях.
Стиль ее творчества называют «духовным импрессионизмом». Характер ее живописи, ее формальные поиски во многом близки тем художественным поискам, которые вели русские мастера конца 19 – начала 20 века (Крымов, Сапунов, Сарьян, П.Кузнецов и др.), в искусстве которых отдельной страницей было участие в объединении «Голубая роза». Так же, как они, Диффинэ-Кристи обращается к методу импрессионистов. Но используя раздельные мазки цвета, она делает их более разнообразными, гибкими, наделяет другим смысловым значением. Они раскрывают характер формы и пространства и, одновременно, создают сдержанные лирические образы. Тонко и ненавязчиво звучащая поэтическая нота повышает эмоциональную выразительность картин и тем самым обогащает их содержание. Цветовой строй определяет настроение в ее живописных полотнах.
Обобщая жизненные наблюдения, художница использует возможности живописи во всем их богатстве и многообразии. Выстраивая цветовую структуру того или иного произведения, она добивается впечатления воздушной вибрации светоносных красочных тонов. С особенной отчетливостью это проявляет себя в ее поздних работах. Светлое сияние достигается в пространстве картин не за счет светотеневых контрастов, но с помощью цветовой гармонии, диссонансов и акцентов.
Этот ритм как бы пульсирующих мазков создает сложную и живую фактуру, передает трепетность чувств, заложенных в тот или иной предметный, пейзажный или портретный образ. Разработанный Диффинэ-Кристи живописный метод позволяет ей показывать в картинах живущий, движущийся, дышащий мир, включающий в себя человека, как свою неотделимую часть.
Добиваясь эстетического воздействия картин, Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи достигает на их плоскости того ритмического многообразия и выразительности цветовых соотношений, которое приближает живопись к музыке.
Выставка была восторженно воспринята местными мастерами. Ее положительное значение для живописцев подчеркнул председатель правления тольяттинского отделения Союза художников России, заслуженный художник РФ, скульптор Алексей Кузнецов. Сравнивая поверхность произведений Диффинэ-Кристи с живописным ковром, он сопоставил метод художницы с работой тольяттинских авторов.
О том, как он понимает «поразительно близкое» ему творчество художницы, заявил Федор Юрицын. «Очень эмоциональная живопись. Столько чувств она вызывает во мне!» - сказал он. Приведу еще несколько суждений. Н.Надеина: «Душа оттаяла. Превосходны пейзажи, особенно «Гурзуф», перламутровый портрет крановщицы»; Т.Чирикова: «Портрет ли, натюрморт, пейзажи – все замечательно»; Т.Минсафина: «Это было такое проникновение: ты входишь в работу, а работа входит в тебя. Написанные искренне, с теплым, душевным отношением к изображаемым на портретах людям, образы картин вызывают шквал эмоций- комсомолец, щемящий портрет с куклой, одухотворенный образ рабочего-монтажника…»; Э.Григорьева отметила «поэтический язык» произведений, «углубленность автора в духовную жизнь персонажей, домов, пейзажа. Эти мотивы даже не являются пейзажами. Это скорее отзвуки впечатлений, переживаний увиденного, стихи в красках. То, что является самым ценным для автора и для зрителя, который ищет в картинах нечто большее, чем внешнее сходство».
Члены Тольяттинского отделения СХ РФ восхищаются качеством живописного мастерства и «впечатляющей» манерой письма Валентины Диффинэ-Кристи. Многие не один раз приходили на выставку и пристально всматривались в каждую деталь. Они замечают, что «в работах есть дух и плоть» (Минсафина). «Прекрасен чувственный рисунок,- сообщает Юрицын,- особенно в портретах. Линии как таковой нет, но она ощущается». Элеоноре Григорьевой живопись Диффинэ-Кристи «напоминает и фовистов и импрессионистов». Анализируя колорит, мастера говорят о «великолепии цвета и тонкой цветовой субстанции» в картинах, «игре мазков цвета» и его вибрации, создающих впечатление звучащей музыки. «Глаз просто радуется сочетанию цветов, их ритмам, игрой, фактурой», словно рождающим «лирическую, тихую мелодию» (Григорьева).
Художники Тольятти единодушно отмечают высокий уровень «лучшей за последнее время» выставки в нашем художественном музее. По словам мастеров, ее значение особенно велико для молодых художников, студентов художественных факультетов ВУЗов. Она учит отваге, искренности и требовательности к своему мастерству.
Заключить статью хочется словами Нины Надеиной: «Это выставка, после которой хочется работать».
03.09.2012 А.Павельева Искусствовед, член Союза художников РФ