Проект: "ФАМИЛЬНАЯ ЛИНИЯ"
Автор: Ольга Сямина / Культуролог, искусствовед, специалист в области музейно-экскурсионной работы
Рубрика: "Cultura animi" (лат. "возделывание души") посвящена людям, формирующим культурное пространство, способным преображать нашу жизнь как внешне, так и внутренне.
Категория: художники
Жанр: композиция
Выставочный проект "Город художников" / Выставка "Город художников" в ТХМ 14.11.2024
Выставка "Город художников" в ТХМ 14.11.2024
В Тольяттинском художественном музее открыта выставка "Город художников", организованная городским отделением Союза художников России. Цель долгосрочного проекта "Город художников" - интеграция творческого ресурса Тольятти, объединение художников разных поколений, организация совместных пленэров и выставок по их итогам, популяризация изобразительного искусства и повышение его роли в формировании городской среды.
Продолжение обзора выставки "Город художников", развернутой в Тольяттинском художественном музее. Обзор посвящен сюжетно-тематической картине - одному из самых сложных жанров в изобразительном искусстве, который предполагает некий рассказ, действие, ярко выраженный социальный или философский посыл. От художника требуется умение создать многофигурную композицию, синтезировать в ней элементы других жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, батальные или религиозно-мифологические сцены).
В экспозиции выставки представлены две работы известного мастера этого жанра, заслуженного художника РФ Валерия Филиппова. Одна из них - "Проводы зимы" Валерия Филиппова
"Проводы зимы" Валерий Филиппов (2021. Х., м. 92х154 см.)
Валерий Михайлович Филиппов - художник "почвенный", укорененный в жизненном укладе российской глубинки, его творчество (родился в 1941 году) - это рассказ о горестях, заботах и радостях русской деревни в контексте исторических катаклизмов XX века, о вечном круговороте циклов в природе и жизни (судьбе) простого человека-труженника, неразрывно с нею связанного. В своей живописи В. М. Филиппов нередко обращается к стилистике народного лубка (упрощенность и плоскостность в передаче пространства, фигур и предметов, подробность и повествовательность в раскрытии сюжета, локальная раскраска и условность цветового решения).
Одной из разновидностей сюжетно-тематического жанра является историческая картина, которая в экспозиции представлена работами Валерия Бузина
"Легенды о Степане Разине" Валерий Бузин (1993. Х., м. 100х100 см.)
"Ночной дозор" Владимир Ротмистров (2008. Х., м. 90х112)
Эти произведения близки по замыслу и композиционным приемам: авторы обращаются к драматическим моментам исторического пути России, стремятся передать изображенным на картинах сценам масштабность и высокий эмоциональный накал.
В творчестве Валерия Бузина (1946-1995) тема легендарного прошлого нашего края, эпические, экспрессивно-музыкальные, образы Волги и Жигулей занимали важное место.
На выставке представлены также жанровые произведения из повседневной жизни.
Картину "Светлое утро" Асии Петровой (2020. Х., м. 65х75 см.) я бы назвала украшением экспозиции.
"Светлое утро" Асия Петрова (2020. Х., м. 65х75 см.)
Образ девочки (дочь художницы) - очень живой, непосредственный, обаятельный, написан с большим мастерством. Все элементы композиции, дополняя друг друга, создают светлую, добрую, душевную - поистине, пасхальную атмосферу.
Еще один очаровательный детский образ создан художником Игорем Пановым в картине "Ночные лилии"
"Ночные лилии" Игорь Панов (2024. Х., м. 90х95 см.)
Это жанровая сцена с элементами портрета, пейзажа, натюрморта. Здесь нет позирования, сцена как бы подсмотрена и выхвачена из обычного течения жизни и главное для художника - передать атмосферу чудесного летнего семейного вечера на даче.
В искусстве существует понятие "уходящая натура": это те явления в культурной среде, которые перестают быть актуальными, утрачивают практическое применение, но при этом приобретают знаково-символическое содержание, качество артефакта, свидетеля недавнего прошлого, способного возбуждать в памяти дорогие сердцу образы и ассоциации. На Волге и других реках России такой "уходящей натурой" становятся "старые пристани" - дебаркадеры.
Не случайно к этому ностальгическому мотиву обращаются в своих жанровых композициях участники выставки старшего поколения - Козляков Александр Яковлевич
"Старая пристань" Козляков Александр (2020. Х., м. 60х70 см.)
Филиппов В. М. "Переправа Покров" (2013. Х., м. 95х155 см.).
Поводом для культурно-исторических обобщений могут послужить еще две работы. Они близки по теме, но совершенно разные по идее, настроению и атмосфере времени, которое выражают. "Дорога к храму" Валерия Бузерова
"Дорога к храму" Валерий Бузеров (2000. ДВП. 92х150 см.)
- горькое напоминание о заброшенных храмах и умирающей деревне на закате советской эпохи.
В очень интересной по композиции работе "На лесах" Дмитрия Анчукова
"На лесах" Дмитрий Анчуков (2016. Х., м. 75х90 см.)
прекрасно выражена идея храмосозидания как возрождения духовных ценностей и исторического наследия России, оптимизма и уверенности в ее будущем.
И еще одна работа в этом обзоре - "Вечерний Плес" Юлии Масловой
"Вечерний Плес" Юлия Маслова (2018. Х., м. 75х100)
Хотелось бы в целом обратить внимание на разностороннее творчество Юлии - живописца, графика, книжного иллюстратора, фотографа, дизайнера, педагога. В экспозиции выставки несколько ее произведений. Картина "Вечерний Плес" вдохновлена уютом, покоем, поэтическим очарованием известного волжского городка, открытого Левитаном.
До встречи!