Проект: "ФАМИЛЬНАЯ ЛИНИЯ"
Автор: Ольга Сямина / Культуролог, искусствовед, специалист в области музейно-экскурсионной работы
Рубрика: "Cultura animi" (лат. "возделывание души") посвящена людям, формирующим культурное пространство, способным преображать нашу жизнь как внешне, так и внутренне.
Категория: художники
Жанр: городской пейзаж
Выставочный проект "Город художников"  / Выставка "Город художников" в ТХМ 14.11.2024

Выставка "Город художников" в ТХМ 14.11.2024

В Тольяттинском художественном музее открыта выставка "Город художников", организованная городским отделением Союза художников России. Цель долгосрочного проекта "Город художников" - интеграция творческого ресурса Тольятти, объединение художников разных поколений, организация совместных пленэров и выставок по их итогам, популяризация изобразительного искусства и повышение его роли в формировании городской среды.

Одно из главных направлений проекта - проведение коллективных пленэров в знаковых местах города, таких как Яхт-клуб, Речной порт, поселок Шлюзовой, Соцгород, Автоград и АвтоВАЗ. В них приняло участие значительное число как опытных, так и молодых художников Тольятти, а также Самары, Сызрани, Жигулевска. Лучшие пленэрные работы последних лет составили отдельный раздел экспозиции.

Паруса на Волге, красивые силуэты яхт на водной глади или на стоянке в порту - характерный мотив многих тольяттинских живописцев, в их числе художник-педагог Анна Сорока. В экспозиции представлено несколько по-настоящему пленэрных работ Анны на эту тему - с тонкой передачей игры солнечного света и воздушной среды, ярких летних красок, энергии живой природы: "Яхт-клуб"

"Яхт-клуб" Анна Сорока (2007. Х., м. 40х50 см.)


"Солнечный день" (2022. Х., м.50х60 см.); "Майский день" (2023. Х., м. 50х70 см.); "В ожидании тепла" (2022. Х., м. 40х60 см.)

Этот же мотив, но уже при другом освещении и состоянии природы, присутствует в работах самарской художницы, активной участницы пленэров, Анны Есиповой - "На причале"

"На причале" Анна Есипова (2023. Х., м. 40х50 см.)


и тольяттинского художника и архитектора Рината Бикташева "Теплый сентябрь на Волге"

"Теплый сентябрь на Волге" Ринат Бикташев (2024. Х., м., 41х65)

3

А также Евгения Уткина "Спящие яхты" (2023. Х.,м. 50х40 см.) и  Е. Островской "Сезон закончился" (2023. Х., м. 40х50 см.). 

Архитектурный облик Тольятти включает в себя разные культурно-исторические пласты. Каждый из них по-своему интересен для художественного воплощения в рамках городских пленэров.

Поселок Шлюзовой - один из микрорайонов Тольятти, возникший при строительстве Куйбышевской ГЭС примерно в 15 километрах ниже по течению Волги от старого Ставрополя. Разработкой его архитектурного образа в 50-е годы занимались специалисты из Ленинграда. Сегодня это уникальное для Тольятти место - "заповедник" советского классицизма, занесенный в реестр памятников культурного наследия.

"Петербург в Тольятти" - так называется одна из картин, посвященных поселку Шлюзовой, ее автор - Александра Дробот

"Петербург в Тольятти" Александра Дробот (2019. Холст на картоне., м., 50х70 см.)

4

Архитектурные обьекты этого исторического района изображает в своих работах Михаил Федотов, стараясь композиционными приемами выявить красоту их классических пропорций и декоративных элементов - "Утро в Шлюзовом. Никонова. 8"

"Утро в Шлюзовом. Никонова. 8"  Михаил Федотов (2024. Х., м.60х43 см.)

5

и др.

Не менее знаковое место в Тольятти - поселок Соцгород, который застраивался также в 50-е годы как жилой район для инженеров и работников Жигулевской ГЭС. Сегодня он во многом сохранил первоначальный облик и тоже находит отражение в произведениях тольяттинских художников - Игорь Панов "Уголки Соцгорода".

"Уголки Соцгорода" Игорь Панов (2023. Х., м. 50х50 см.)

6

и др.

В экспозиции пленэрных работ наиболее широко представлены образы Автограда и АвтоВАЗа.

Городской пейзаж "Осенние ранетки" 

"Осенние ранетки" Дмитрий Мантров (2023. Х., м. 40х50 см.)

7

Автор - Дмитрий Мантров, председатель Самарского отделения Союза художников России. Выбирая мотив, художник вдохновлялся красотой осенних красок и цветовых контрастных пятен.

Важнейшая задача пленэрной живописи - передача состояния освещенности в различную погоду и время суток.

В своей работе "Гроздья света"

"Гроздья света" Дмитрий Анчуков (2024. Х., м. 40х50 см.)

8

Дмитрий Анчуков исследует эффекты вечернего освещения в городе, которое создается в результате взаимодействия разных источников и отражающих поверхностей.

 

"Пленэр у ВАЗа" Денис Елисеенко (2023. Х., м. 40х50 см.)

9

"Пленэр у ВАЗа" - так называется этюдная работа Дениса Елисеенко. Ее сюжет - своего рода иллюстрация к проекту "Город художников", который призван подчеркнуть, что не только инженеры и строители, но и художники являются творцами городского пространства, именно они способны отразить и осмыслить историческое развитие города в художественных образах, открыть его красоту для жителей и гостей.

Многие произведения, представленные на выставке (а их более ста), остались за рамками моих публикаций. Надеюсь, что еще будет повод к ним вернуться.

© 2025 Союз художников России Тольятти. Все права защищены.
Создание сайта Михаил Зубков.