Меню

46

Масштабный художественный форум «Большая Волга», прошедший в преддверии Универсиады в Казани, совсем недавно переместился в Пермь. Этот регион – самый северный в составе Приволжского федерального округа, когда-то он входил в состав художественной зоны «Урал», и в 1967 году здесь состоялась региональная художественная выставка. Нынешний год для Перми – юбилейный, отмечается 290 лет со дня основания города.

Фестивали, концерты в различных областях искусств, и вот, наконец, - долгожданный художественный смотр, получивший двустороннюю поддержку. С одной стороны, – Администрации города Пермь и Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, с другой стороны, – Союза художников России и трёх его региональных отделений – Пермского, Марийского и Республики Татарстан.
Принимая эстафету региональной выставки «Большая Волга», Пермь распахнула объятия, чтобы разместить 1040 произведений более 800 живописцев, графиков, скульпторов и прикладников Приволжского федерального округа. На открытие выставки 11 июля сюда прибыли делегации 13-и региональных отделений Союза художников России: Нижегородской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Ульяновской областей, городов Тольятти и Набережные Челны, 5-и республик ПФО – всего около 50-и художников и искусствоведов.
Перед организаторами выставки стояла новая задача – разместить все работы, отобранные для выставки ещё в Казани, в едином пространстве города. Для этого был выбран крупнейший выставочный центр «Пермская ярмарка», где проводятся выставки со всей России, а также с участием зарубежных партнеров. Здесь несколько павильонов под одной крышей, что позволяет зрителю максимально удобно, без лишних переходов знакомиться с масштабной экспозицией (на старте «Большой Волги» в Казани было задействовано три автономных выставочных площадки музейного уровня). Обычно подобные выставки проходят в музеях – Чувашский государственный художественный музей (2008г.), ГМИИ Республики Татарстан (2013г.), - нынешняя же экспозиция «Большой Волги» принципиально отличалась. В современном комплексе больше пространства и света, а живописи необходимо «дышать», - в этом огромный плюс экспозиции. Что касается скульптуры, - в просторных залах превосходно смотрелись достаточно крупные работы, более мелкие немного терялись, выигрышно подать их помогли бы габаритные подставки и направленное освещение. Народное и декоративно-прикладное искусство в общей гамме выставки особенно эффектно выделялось яркими красками на белом фоне стен. Батики и гобелены создали достойное окружение центру экспозиции, которым стала нижегородская хохлома. Стоит отметить, что не было жесткого деления на работы мэтров и молодых, одни спокойно соседствовали с другими. Вообще, сама экспозиция была организована по пространственно-цветовым и тематическим ориентирам, которые вполне понятны внимательному зрителю. Нам же, приехавшим из разных городов в Пермь, было интересно в определенной мере сравнивать работы региональных отделений Союза художников России. Поэтому многим хотелось бы, чтобы отдельными блоками располагались работы саратовских, самарских, нижегородских и др. художников, - во всяком случае, такие предложения по организации выставочного пространства прозвучали после открытия.

Само открытие происходило в торжественной обстановке – душевный подъём читался в лицах присутствующих, ещё, когда в исполнении струнного квартета звучала народная музыка. В зале собрались художники-участники выставки, искусствоведы, педагоги, студенты, а также фотографы и журналисты. Наряду с художниками, активность проявили представители творческой интеллигенции Перми – поэты, писатели, архитекторы. Первые приветственные слова прозвучали от руководства администрации Перми, а также от Председателя Правления СХР Андрея Ковальчука и руководителя Пермского регионального отделения СХР Равиля Исмагилова. Во многом благодаря активной позиции Пермской организации воплотилось стремление местных художников – провести в родном городе масштабную выставку. «Мы счастливы, что, наконец-то, добились от властей того, о чем мечтали так долго. Выставка «Большая Волга-XI» в Перми для нас очень значимое событие. Оно, несомненно, даст толчок развитию всего культурного пространства края и города», - подчеркнул Исмагилов.
А что же сама выставка? Она разнообразна и многогранна, как палитра живописца. Во все времена художника волнуют состояние природы, состояние души, совершенство формы и подлинность эмоций, беспокоят преемственность традиций и новаторские поиски в разных жанрах изобразительного искусства. Портреты личностей, вошедших в историю, и просто современников, тончайшие натурные или декоративно-обобщённые пейзажи, картины воспоминаний и увиденного будущего – всё это можно найти на выставке. Сегодняшний художник чаще обращается к родному и близкому, стремясь как бы защититься от жестких реалий сегодняшнего дня и передать защитный оберег своему зрителю. «Огонь, мерцающий в сосуде», согреет каждого, кто пожелает приблизиться к нему.

 

Юлия Сергеева - искусствовед Саратовской областной организации ВТОО "Союз художников России".

 

Некоторые художники поделились своими впечатлениями от увиденного на выставке:

 

Андрей Патрикеев, живописец, член Саратовской ОО ВТОО «СХР»:
Ещё на пути в Пермь я горел желанием посмотреть, увидеть, как можно больше. Сегодня художник один на один и с вопросами выбора, и со своими проблемами, поэтому выбираться на такие выставки приходится не часто. Спасибо организаторам! Выставка – огромная, многогранная, глядя на неё, вдохновляешься на новые свершения.

 

Николай Бунин, скульптор, секретарь Правления Саратовской ОО ВТОО «СХР»:
Нынешняя «Большая Волга» - выставка произведений на свободную тему. В этом есть большой плюс, так художник не ограничен узкими рамками, например, госзаказа. Но в этом и недостаток, - главную тему или несколько тем необходимо задавать. Думаю, что это дисциплинирует художника, помогает сконцентрироваться на задаче, подготовиться к работе, обращаясь к литературе, другим видам искусства. Тема будит мысль, заставляет работать воображение, это так интересно – найти источник вдохновения в вечном. Кстати, зарубежные выставочные проекты и симпозиумы обязательно обозначают превалирующую тему, но у художника есть возможность выбирать - между ней и полной свободой.

 

Анна Вилкова, художник декоративно-прикладного искусства, зам. председателя правления Ульяновской РО ВТОО «СХР»:
Художники нашей Ульяновской организации «Союз художников России», как всегда, активны - на выставке в Перми представлено 67 произведений сорока девяти авторов. Многие мастера кисти и резца Ульяновска обращаются к сюжетно-тематическим произведениям, затрагивающим духовные и нравственных проблемы нашего общества, заставляющим взглянуть на себя со стороны, ряд художников обращается к аллегории и метафоре. Надеюсь, что выставка продемонстрировала большой потенциал нашей организации и каждого в целом.

 

Анатолий Пашин, живописец, график, монументалист, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан:
Во все времена художник – птица высокого полета, ему недостаточно лишь владения азами художественного ремесла. Ему нужно вдохновение, нужны эмоции, он наполняет ими свою работу, оставаясь наедине с самим собой. Творчество требует отрешения, но, когда ты свободен от творчества, ты должен быть артистом. Художник лишен государственной поддержки, поэтому все контакты, все связи зависят от него - выставки дарят встречи, которые, возможно, принесут плоды.

 

Юрий Березовик, представитель социальной сферы г.Пермь:
Если говорить о силе впечатления, то хочется подчеркнуть, что, будучи коренным пермяком уже более 45-лет, такой масштаб увидел впервые. Впечатление произвёла не только сама выставка, с огромным количеством произведений, но и подача этих произведений. Прежде всего, выставка рождала во мне ощущение храма искусства, наполненного воздухом, теплом и Божественным светом. Картины и скульптуры излучали такую позитивную энергию, которая, сливаясь воедино, создавала благоприятную ауру выставки, - находясь в ней, не покидало ощущение какой-то светлой радости на душе, праздника и благодати. Которое, наверное отчасти, можно сравнить с ощущением душевного трепета, возникающего в Храме во время службы… Ещё я сравнил бы «Большую Волгу –XI» в Перми с потоком чистой и животворящей воды, в которую было прекрасно окунуться и почувствовать свежесть и силу духа!

Афиша

Слово

Линия творчества Игор…

23-02-2020 Просмотры:1241

Игорь Геннадиевич Панов – живописец, график, профессор Тольяттинского государственного университета, член Союза художников, лауреат всероссийских премий в области изобразительного искусства, участник всероссийских, международных выставочных проектов в Париже, Гуаньчжоу, Харбине, Владивостоке...

Просторы Владимира Ро…

18-05-2019 Просмотры:1402

Просторы Владимира Ротмистрова Впервые художник Владимир Ротмистров побывал в доме-музее Хецуриани в 2006 году. Глядя на собранное Георгием Хецуриани богатство, Владимир решил написать группу предметов. Но собрание предметов – это ещё...

Заметки с выставки. Об…

10-03-2015 Просмотры:16206

2014 год Тольяттинское отделение «Союза художников России» завершило очередной отчетной выставкой, которая была развернута в залах художественного музея с 27 ноября по 14 декабря. Участниками экспозиции стали 27 художников разных...

О выставке Надеиной Н…

29-08-2014 Просмотры:17051

Тольяттинские «сероэтажки» не сразу полюбились Нине Надеиной. В ее любимом Горно-Алтайске даже неброский серый как будто живее, откровеннее, чище. Любимее! Любовь и спустя годы зовет ее на каникулы на Алтай и...

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИ…

09-11-2013 Просмотры:22825

Искусство «Большой Волги» представляет собой сложную и многообразную картину. Оно сформировалось на основе европейской и российской художественной школы, но в первую очередь, на сильных традициях самобытных культур народов Поволжья. Органичность...

Межрегиональная науч…

06-11-2013 Просмотры:25166

В рамках открывшейся в Йошкар-Оле межрегиональной выставки Большая Волга, прошло ещё одно значительное для Союза художников событие, межрегиональная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Поволжья: современное состояние и тенденции развития», которая собрала...

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА — …

21-10-2013 Просмотры:20551

Современный ритм жизни спокойным трудно назвать. Времени сесть и подумать так мало, что люди уже позабыли о вдумчивом созерцании. Люди сейчас почти утеряли связь с прошлым, что прямо отражается на...

В память Алексею Иван…

02-06-2013 Просмотры:23487

Удивительно как люди, живущие с нами …… жившие с нами, оказываются целой эпохой. Художник Панкеев А.И. один из старейших художников г.Тольятти, его личная биография – это биография страны, целая эпоха, история...

Памяти художника А.И.П…

12-05-2013 Просмотры:21947

Умер один из старейших художников города Тольятти, член Союза художников России Алексей Иванович Панкеев. 1 мая ему исполнилось 83 года. За его плечами большая трудовая жизнь. Алексей Иванович - уроженец села...

Прогулки по Астрахани…

30-04-2013 Просмотры:22893

Астрахань – солнечный ветер, песок… Астрахань – волжских огней поясок... Такая ж, как все, и на всех – непохожа: Разноплеменна глазами и кожей, Разноязыка, страстями дремуча; Севером – сдержана, Азией...

Статья посвященная еж…

06-12-2012 Просмотры:23175

Отчётная выставка Тольяттинского отделения Союза Художников России. Сила духовного мира, значение внутренних переживаний, актуальность личного восприятия — вот важнейшие акценты в современном изобразительном искусстве.

Выставка художника - ж…

23-11-2012 Просмотры:22962

«Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем, доброжелательно.»Н.К. Рерих

1996 год. Краткий обзор …

05-11-2012 Просмотры:23678

Анализируя творчество одного из известных на Западе российских художников, И.Глазунов сказал, что в его работах раскрывается с одной стороны бесконечная разочарованность в жизни, а с другой – отчаянные поиски идеала...

К выставке Владимира …

11-10-2012 Просмотры:23599

Было море - синее-синее. Любовались им небеса.Облака неслись над долинами,Словно белые паруса. Было лето - желтое-желтое.В ветерке купался ковыль.Степь, как море чистого золота,Напевала вечную быль.

На алтарь добра и крас…

23-09-2012 Просмотры:23282

В художественный мир Виктора Петрова нужно только вчувствоваться, доверчиво погрузиться, с открытым сердцем принять его неоднозначность и многомерность, отбросить бесперспективные в искусстве прямые суждения по аналогии, разбудить уснувшее воображение и...